Антонио Ринальди (итал. Antonio Rinaldi; 1709 — 10 апреля 1794, Рим) — итальянский архитектор, работавший в России.
Жизнь и творчество
Учился у Л. Ванвителли, который был старше Ринальди всего на 9 лет. Вероятно, Ринальди был родом из Неаполя или его окрестностей, так как Ванвителли брал в ученики только уроженцев этих мест. В Италии Ринальди участвовал в строительстве римского монастыря св. Августина, руководил возведением собора монастыря св. Магдалены в Пезаро.
В Петербург Ринальди приехал 22 июня 1751 — это известно из переписки графа Воронцова с его римским корреспондентом графом Бьельке. Связанный контрактом с малороссийским гетманом Разумовским, он уехал для строительства его резиденции в Батурине, но, возможно, не создав там ничего существенного, приехал спустя несколько лет в Петербург и поступил на службу к Малому двору Петра Федоровича. После вступления на престол Екатерины II назначен придворным архитектором, в каковой должности оставался до 1784.
По пути из Рима в Петербург Ринальди проследовал через территорию Германии. На его маршруте оказались или могли оказаться такие города, как Аугсбург, Мюнхен, Дрезден и Берлин. Добравшись до Штетина, он сел на корабль, и оттуда отплыл в российскую столицу (этот маршрут прослеживается по письмам Воронцова и Бьельке). Видимо, немецкие впечатления стоит искать во всех ринальдиевских сооружениях, не забывая при этом и о т. н. итальянском вкусе (то есть стиле), в котором зодчий работал всю свою жизнь. Так, прототипом для Китайского дворца в Ораниенбауме мог стать утраченный в период Второй мировой войны берлинский дворец Камеке (эту параллель провел С. Б. Горбатенко), в планировке Гатчинской резиденции следует видеть влияние мюнхенского Нимфенбурга, гигантского комплекса, состоящего из центрального корпуса, длинных галерей и гигантских каре конюшен и оранжерей.
Манера мастера отличалась рационализмом и в определенной степени консерватизмом. Это видно, например, по ордеру (колонны, пилястры и лопатки), основному элементу «итальянского вкуса», который всегда располагается в значимых для архитектурной конструкции местах — на углу, охватывая обе его стороны, и в ровном ритме на протяжении всего фасада. Среди работ Ринальди нет ни одного сооружения с совершенно гладкой стеной, прорезанной прямоугольниками окон и дверей, и с портиком-накладкой.
Но кроме этого, создавая «современные дома», он был вынужден учитывать модные тенденции в убранстве интерьера. В 1760-х гг. благодаря французскому влиянию в России стал популярен т. н. греческий вкус (то, что мы сейчас называем ранним классицизмом). Прихотливые изгибающиеся орнаменты (рокайли и картели, элементы «живописного вкуса», то есть рококо) уступили место более строгим греческим венкам и гирляндам. Образцом этого «нового вкуса» можно считать главные залы двух дворцов, Гатчинского и Мраморного — Белый и Мраморный.
Предметы обстановки, которые в большом количестве Ринальди закупал в конце 1760-х гг. для Ораниенбаума, Гатчины и Петербурга, часто имеют следующие характеристики: «в современном вкусе», «по-гречески» или « l’antique». Например, в счете 1766 г. вещей «выбранных месьё Ринальди» читаем: «2 цилиндрических шифоньера с китайской мозаикой из розового дерева и поясом по-гречески». Или в счете 1769 г.: «Камин из белого статуарного мрамора, хорошо вырезанный по-гречески». Часть этих предметов сохранилась, но не на своих родных местах. Так, часы «Учение», доставленные в мае 1768 г. «для дворца в Ораниенбауме», оказались в орловской Гатчине и до сих пор стоят на камине Белого зала, а «очень милый комод наборного дерева, снабженный позолоченной бронзой, чеканенной по-гречески» и «красивые часы, представляющие гениев астрономии из позолоченной бронзы», приобретенные в январе 1769 г., по всей видимости, для Гатчины, с 1950-х гг. украшают Фрейлинскую Павловского дворца.
Ринальди закончил затянувшееся строительство самого старого католического храма Санкт-Петербурга — церкви Святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте, причём архитектор одновременно исполнял обязанности старосты прихода.
Работы
В Италии:
- Собор для монастыря Св. Магдалены в Пезаро (1740—1745)
- Монастырь Св. Августина в Риме
На Украине деревянные сооружения не сохранились:
В Брянской области:
- Храм Воскресения Христова в Почепе
В Ораниенбауме (ныне город Ломоносов):
- Дворец Петра III (1758—1762)
- Оперный дом
- Китайский дворец (1762—1768)
- «Катальная горка» (1762—1774)
В Гатчине:
- Большой Гатчинский дворец (1766—1781, позже был перестроен)
В Царском Селе (ныне город Пушкин):
- Китайский театр
- Китайский павильон
- Чесменская колонна
- Морейская колонна
- Кагульский обелиск идентичный обелиск в подмосковном Кусково, присланный Шереметеву Екатериной II, никому не приписывается
- Крымская колонна
- Памятник Ланскому
В Ямбурге (ныне город Кингисепп):
- Екатерининский собор
В Санкт-Петербурге:
- Мраморный дворец (1768—1785)
- Третий Исаакиевский собор (не был доведён до конца, перестроен В. Бренна, в XIX в. заменен ныне существующим по проекту О. Монферрана)
- Князь-Владимирский собор
- Католический храм св. Екатерины
- Колокольня церкви Вознесения Господня, не сохранилась
- объем Большого театра, фасады по проекту Тишбейна
- Тучков буян (склады пеньки на набережной Малой Невы, доработка проекта М. А. Деденева, 1763—1772).
- Верстовые столбы (1787; более вероятный автор — Ж. Б. Валлен-Деламот)