Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Самарас, Лукас

Самарас, Лукас

Живопись

День рождения 14 сентября 1936

американский художник, скульптор-постмодернист греческого происхождения, автор нео-дадаистских работ в жанрах от абсурдистской скульптуры до видео-арта, один из значимых персонажей современного искусства


Лукас Самарас (греч. ; род. 14 сентября 1936, Кастория, Греция) — американский художник, скульптор-постмодернист греческого происхождения, автор нео-дадаистских работ в жанрах от абсурдистской скульптуры до видео-арта, один из значимых персонажей современного искусства.

Биография

Лукас Самарас родился 14 сентября 1936 в Кастории, Западная Македония, Греция. Отец Дамианос Самарас в 1939 году перебрался в США, а в 1948 жена Тригона Самара и сын Лукас приехали к нему. С этого времени семья жила в Нью-Джерси.

С 1951 Лукас Самарас учится в выпускных классах средней школы в Memorial High School (англ.), Западный Нью-Йорк (англ.), Нью-Джерси. В 1955 вместе с американским гражданством Лукасу удаётся выхлопотать стипендию штата Нью-Джерси и он поступает в старейший Рутгерский университет в Нью-Брансуик. Здесь он познакомился с Алланом Капроу и Джорджем Сигалом. С первым из них он участвовал в хэппенингах, а второму позировал для гипсовой отливки скульптурной формы. По окончании университета, c 1959 по 1962 год, Самарас продлжает на стипендию Вудро Вильсона (англ.)) занятия историей искусства в Колумбийском университете под руководством Мейера Шапиро (1904—1996) — влиятельного теоретика искусства и критика.

Первоначальную известность (в начале 60-х) Лукасу Самарасу как художнику и скульптору принесли его «шкатулки» (коробки, обильно обклеенные блестящими стразами, бусами). Они были неожиданно «украшены» торчащими иглами, гвоздями и бритвенными лезвиями, а внутри содержали ножи, чучела птиц, камни, зеркала, портретные фотографии, массы спутанных волос.

С середины 60-х Лукас Самарас использует прозрачные и отражающие материалы для создания сложных, многослойных оптических эффектов в галереях и музейных пространствах, как например, в «Зеркальной комнате» (1966), в которой сам зритель, бесконечно отражаясь, погружается в головокружительную атмосферу пространственной дезориентации.

Главная тема его фотографических серий — с конца 60-х — его собственное представление о себе, как правило, нарочито искажённое и травматичное. Он работал с мультимедийными коллажами и манипулировал с плёнкой Polaroid, подвергая готовые снимки ретуши. Результатам были (как называл их художник) «Фото-преобразования», тревожащие, вызывающие в зрителе отторжение и беспокойство.

Самарас принял участие в четвёртой «документа» в Касселе в 1968 году, в «документе 5» (1972) и «документе 6» (1977). В 1986 художник был удостоен премии Infinity Award for Art (фр.). Первая крупная ретроспективная выставка Лукаса Самараса прошла в Whitney Museum, Нью-Йорк в 1982; в 1988 — в Центре современного искусства им. Ж. Помпиду в Париже; а в 1996 ретроспективная выставка прошла последовательно в пяти американским музеях.

Самарас представлял Грецию на 53-й биеннале в Венеции с мультимедийной инсталляцией PARAXENA, (2009).

В недавнее время он начал исследовать область компьютерного искусства, сочетая фотографии и виртуальную реальность; создал серию озвученных коротких видеофильмов, названных им «Photoflicks».

Литература

  • Goysdotter, Moa. Impure Vision: American Staged Art Photography of the 1970s // A sourcebook of artists’ writings. — Lund: Nordic Academic Press, 2013. — ISBN 9789187351006.
  • Samaras, Lucas; Glimcher , Arne; Alexandre de Looz, Pierre. Lucas Samaras: Poses. — The Pace Gallery, 2011. — 120 p. — ISBN 1935410121.
  • Rose, Barbara. Samaras Lucas: Gold. — Pace Gallery, 1998. — 72 p. — ISBN 1878283812.
  • Lucas Samaras: Another Autointerview (1971) : Theories and documents of contemporary art.. — Berkeley: University of California Press, 1996. — P. 349–355.. — ISBN 0520202538.
  • Samaras, Lucas ; Kuspit, Donald; McEvilley, Thomas; Smith, Roberta. Lucas Samaras--objects and subjects, 1969-1986. — Abbeville Press, 1988. — 231 p. — ISBN 0896598047.
  • Samaras, Lucas; Lifson, Ben. Samaras (Aperture Monograph). — Aperture, 1988. — 184 p. — ISBN 0893812412.
  • Samaras. Lucas. Samaras pastels:, October 3-December 27, 1981. — Denver Art Museum, 1981. — 112 p. — ISBN 0914738224.
  • Applin, Jo. Materialized secrets: Samaras, Hesse and small-scale boxes. — London: University College, 2002. — P. 5-24.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ