Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Селюцкий, Геннадий Наумович

Селюцкий, Геннадий Наумович

Театр

День рождения 23 декабря 1937

солист балета Мариинского театра, балетный педагог, профессор


Геннадий Наумович Селюцкий (род. 23 декабря 1937 года, Петрозаводск, СССР) — солист балета Мариинского театра, балетный педагог, профессор. Лауреат Международного конкурса артистов балета в Вене (1959). Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР (1973). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2000).

Биография

Внешние изображения
Г. Н. Селюцкий

В 1956 году окончил Ленинградское хореографическое училище (в настоящее время — Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) по классу Феи Ивановны Балабиной. Это само по себе уникальный случай: мужской класс вела балерина. Она смогла привить своему питомцу мужественную манеру подлинно петербургского танца и незаурядное актёрское мастерство.

В 1956—1990 годах — солист балета Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (в настоящее время — Мариинский театр). Начинал как классический танцовщик лирико-драматического плана, со временем перешёл на мимические, игровые роли.

С 1963 года по настоящее время занимается преподавательской деятельностью. Профессор классического танца Академии русского балета им. А. Я. Вагановой и балетмейстер-репетитор Мариинского театра.

Участвовал в съёмках фильмов-балетов «Баядерка», «Раймонда», «Жизель», «Спящая красавица», «Хореографические миниатюры».

Творчество

Артист

Первый исполнитель партий: Ма Личен («Красный цветок» (балетмейстер А. Л. Андреев, 1958); Конькобежец (миниатюра «Конькобежцы» в «Хореографических миниатюрах» (1958), «Вальсы Равеля» (2-й и 7-й вальсы) и «Новеллы любви» (1963) (все — балетмейстер Л. В. Якобсон); Тореро в «Испанских миниатюрах» (балетмейстер Х. В. Гомес де Фонсеа, 1967); Николай I («Левша») и номер «Вальс-фантазия» на музыку М. И. Глинки (балетмейстер Ю. Н. Григорович). Принимал участие в концертах «Камерного балета» под руководством Г. Алексидзе. Выступал в спектаклях таких хореографов, как К. Сергеев, Л. Якобсон, В. Чабукиани, Ю. Григорович, Р. Пети.

На сцене Мариинского театра Геннадий Селюцкий исполнил более двух десятков балетных партий. Репертуар артиста неординарен: Зигфрид и Ротбарт («Лебединое озеро»), Дезире и Каталабют («Спящая красавица»), Вацлав и Гирей («Бахчисарайский фонтан»), Парис, Тибальд, Трубадур («Ромео и Джульетта»), Великий брамин («Баядерка»), Абдерахман («Раймонда»), Визирь («Легенда о любви»), Ганс («Жизель»), Красс, Вольноотпущенник Красса («Спартак»), Бирбанто («Корсар»), Мако («Тропою грома»), Человек в чёрном («Берег надежды»), Командор («Лауренсия»), Маркиз («Пламя Парижа»), Клавдий («Гамлет»), Флорестан («Карнавал»), Вакх («Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст»), Арап Петра I («Медный всадник»), Доктор-скупщик («Жемчужина»), Сандро («Родные поля»), Антонио («В порт вошла „Россия“»), Баян («Клоп»), «Хореографические миниатюры» («Мечта», «Птица и охотник», «Слепая»). Роли не просто разного плана — они контрастны по амплуа. Обстоятельства жизни Селюцкого сложились так, что на смену лирическим героям пришли острохарактерные. Его Великий брамин в «Баядерке», Абдерахман в «Раймонде», Гирей в «Бахчисарайском фонтане», Визирь в «Легенде о любви», Ганс в «Жизели» не просто незабываемы: по ролям Селюцкого до сих пор учатся и сверяют свои роли молодые исполнители.

В Кировском театре шла «Легенда о любви». Внутри великолепного ансамбля главных героев нельзя было оторвать глаз от исполнителя партии Визиря. Каждая поза буквально чеканилась в экспрессивных формах танца, выдавая бешеный внутренний напор придворного сатрапа с непроницаемым лицом. Но особенно выделялись руки, звучащие с силой и страстью человеческого голоса. Такой выразительной жестикуляции, такой способности руками чувствовать, мыслить, говорить могли бы позавидовать актёры драматические. …Целых три десятилетия, до 1990-го, Селюцкий царил на «игровом» балетном поле, выступая в пантомимных ролях Ротбарда, Ганса, Абдерахмана, Гирея, Великого брамина. Он принял «скипетр» из рук знаменитого их исполнителя, наставника нескольких поколений танцовщиков в актёрском мастерстве М. М. Михайлова, и теперь уже сам отвечал за вековые традиции балетной пантомимы, непрерывность их жизни в нашем времени — ведь на мастерстве Селюцкого учились нынешние Великие брамины, Абдерахманы и Гиреи. Кстати, именно образы восточных персонажей, людей другого мира, другой цивилизации, были подлинным «коньком» артиста. Не последнюю роль в том играло его загадочное, с азиатской примесью лицо. Взглянешь — и сразу всплывает блоковское: «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы». Крупное, словно литое — и впрямь, как по Блоку, со своеобразными «раскосыми очами» — оно поражало сходством с ликами буддистских статуй и придавало фигурам балетного Востока необычайную колоритность и значительность. Прибавьте сюда властный широченный жест с живописной игрой кистей, твёрдую, как воля, поступь, мужскую мощь посылов. А за столь эффектной пластической «ширмой» у Селюцкого развёртывались — вполне в традициях русской психологической игры — мучительные душевные драмы обречённых на безответную любовь героев.

— Н. Н. Зозулина. «Призвание Учителя». К. Павлова. «Моё святое ремесло!». «Вестник АРБ». № 1 (19) (2008)

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ