Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Семёнова, Марина Тимофеевна

Семёнова, Марина Тимофеевна

Театр

русская советская балерина, балетный педагог


Марина Тимофеевна Семёнова (12 июня 1908, Санкт-Петербург, Российская Империя — 9 июня 2010, Москва, Российская Федерация) — русская советская балерина, балетный педагог. Народная артистка СССР (1975). Герой Социалистического Труда (1988).

Биография

Родилась 30 мая (12 июня) 1908 года в Санкт-Петербурге в семье служащего, который рано умер, оставив шестерых детей. Через некоторое время появился отчим — Николай Александрович Шалоумов, рабочий петроградского завода. Жизнь девочки изменила подруга её матери, Екатерина Георгиевна Карина, которая вела танцевальный кружок, куда и стала ходить юная Марина; там она впервые вышла на сцену в одном из детских спектаклей. По совету той же Екатерины Георгиевны девочку решили отдать в хореографическое училище.

В Ленинградском хореографическом училище в тринадцатилетнем возрасте Марина Семёнова дебютировала в своей первой роли в одноактном балете Льва Иванова «Волшебная флейта». Также в училище она станцевала Повелительницу дриад в балете «Сильвия» в постановке Самуила Андрианова. Ленинградское хореографическое училище Семёнова окончила в 1925 году по классу Агриппины Яковлевны Вагановой, для которой была одной из первых и самой любимой ученицей. Дебютом на профессиональной сцене для выпускницы стала партия феи Наилы в балете «Ручей», который Ваганова возобновила специально для неё.

В 1925—1929 годы танцевала в труппе Ленинградского театра оперы и балета. В 1929—1930 годах гастролировала по СССР со своим первым мужем В. А. Семёновым.

В 1930 году балерина была принята в Большой театр, где выступала вплоть до 1952 года.

В 1935—1936 годах выступала в Парижской национальной опере — в балете «Жизель» А. Адана и в концертных программах, включавших фрагменты балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Шопениана». Партнёром Марины Семёновой был Серж Лифарь, по приглашению которого она и прибыла. Она также участвовала в благотворительном концерте в пользу артистов балета ветеранов Парижской оперы.

С 1953 года Семёнова — педагог-репетитор Большого театра. Среди её учеников — Майя Плисецкая, Римма Карельская, Нина Тимофеева, Марина Кондратьева, Нина Сорокина, Светлана Адырхаева, Наталия Бессмертнова, Татьяна Голикова, Людмила Семеняка, Надежда Павлова, Нина Семизорова, Наталия Касаткина, Нина Ананиашвили, Инна Петрова, Галина Степаненко, Елена Андриенко, Николай Цискаридзе, Людмила Власова.

В 1954—1960 годах Марина Семёнова преподавала в Московском хореографическом училище. В 1960 году она стала одним из первых педагогов, начавших обучение будущих педагогов-репетиторов в ГИТИСе. С 1997 года — профессор РАТИ.

9 июня 2010 года Марина Семёнова скончалась у себя дома в Москве. Похоронена 17 июня на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Семья

Первый муж балерины Виктор Семёнов, солист Ленинградского театра оперы и балета и педагог Ленинградского хореографического училища. Брак оказался недолгим.

В 1930 году, переехав в Москву, Семёнова стала гражданской женой видного советского партийного деятеля Льва Карахана. Через несколько лет, в 1937-м он был арестован, а 20 сентября 1937 года Военной коллегией Верховного Суда приговорён к смертной казни. Расстрелян в тот же день в здании ВКВС (кремирован в Донском крематории; посмертно реабилитирован в 1956).

Общая дочь с Всеволодом Аксёновым — Екатерина Аксёнова, в прошлом артистка балета Большого театра, заслуженная артистка России, позже перешла на педагогическую работу.

Репертуар в Ленинградском театре оперы и балета

  • 1925 — «Ручей» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, возобновление В. Пономарёва и А. Вагановой — Наила — первая исполнительница
  • 1925 — «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского — Повелительница дриад
  • 1925 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа — Принцесса Флорина
  • 1925 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина — Седьмой вальс и Мазурка
  • 1925 — «Корсар» П. Чайковского, хореография М. Петипа — Невольница
  • 1926 — «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа — Никия
  • 1927 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа — Принцесса Аврора
  • 1927 — «Крепостная балерина» К. Корчмарёва, балетмейстер Ф. Лопухов — Авдотья-душенька — первая исполнительница
  • 1928 — «Конёк-Горбунок» Ч. Пуни, хореография М. Петипа и А. Горского — Царь-Девица
  • 1929 — «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа — Раймонда

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ