Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Серафим (Мещеряков)

Серафим (Мещеряков)

Религия

18 марта 1860 - 07 мая 1933

1924 годах


Митрополит Серафим (в миру Яков Михайлович Мещеряков; 18 марта 1860, село Хлыстовка, Краснослободский уезд, Пензенская губерния — 7 мая 1933, Ростов-на-Дону) — епископ Русской православной церкви, митрополит Ставропольский и Кавказский. Один из лидеров обновленчества в 1922—1924 годах.

Биография

Родился 18 марта 1860 года в семье крестьянина Пензенской епархии.

В 1881 году окончил Пензенскую классическую гимназию, после чего поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

13 октября 1884 года пострижен в монашество с именем Серафим, с 28 октября 1884 года — иеродиакон, с 8 мая 1885 года — иеромонах.

В 1885 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом получения степени магистра без нового устного испытания.

С 15 сентября 1885 года — смотритель Холмского духовного училища.

С 1888 года — инспектор Холмской духовной семинарии.

С 1890 года — ректор Самарской духовной семинарии в сане архимандрита.

С 1893 года — ректор Тифлисской духовной семинарии и член Грузинской Имеретинской синодальной конторы. В 1894 году награждён орденом святой Анны II степени.

Именно в это время (1894—1899) в семинарии обучался Иосиф Джугашвили.

Епископ

С 23 августа 1898 года — епископ Острожский, викарий Волынской епархии.

В 1899 год удостоен степени магистра богословия за диссертацию: «Прорицатель Валаам. Книга Числ XXII—XXV главы», посвященную эпизодов священной истории, повествующему о том, как прорицатель, призванный проклясть израильтян, произнёс вместо проклятия благословение. Подробное толкование этого эпизода в книге не ограничивается исторической экзегезой, а сочетается с богословскими и назидательными размышлениями.

С 4 июня 1902 года — епископ Полоцкий и Витебский.

Под руководством епископа Серафима на Полоцко-Витебской земле постоянно открывались новые приходы, бурно развивалось духовное образование, состоялось историческое перенесение мощей преподобной Евфросинии Полоцкой из Киева в Полоцк.

С 25 июля 1911 года — архиепископ Иркутский и Верхоленский.

При нём закончено строительство в Иркутске церквей: каменной Александринской и деревянной Иннокентьевской в Глазковском предместье и деревянной Иннокентьевской при Иркутской Кузнецовской больнице. Возведены крупные каменные храмы в селе Голуметском — Николаевский, в селе Тулун — Покровский и в селе Кутулик — Предтеченский. Всего за четыре года его управления епархией построено более 40 храмов, большая часть из них в новых переселенческих посёлках.

11 декабря 1915 года уволен на покой после ревизии Тобольской епархии, оказавшейся неблагоприятной для царского любимца епископа Варнавы (Накропина). Местопребывание назначено в Красноярском Успенском монастыре.

С 1916 года — управляющий на правах настоятеля Николо-Бабаевского монастыря Костромской епархии.

По видимому, в июне 1922 году назначен архиепископом Костромским и Галичским, сменив ушедшего в раскол Севастиана (Вести).

Пребывание в обновленчестве

16 июля 1922 года присоединился к обновленческому движению, подписав вместе с митрополитом Сергием (Страгородским) и архиепископом Евдокимом (Мещерским) «Меморандум трёх», где говорилось, что они признают единственной канонической верховной властью в церкви обновленческое Высшее церковное управление.

С 1922 года — обновленческий митрополит Могилёвский. В этом качестве созвал обновленческий Белорусский собор.

4 сентября 1923 года в аудитории Политехнического музея участвовал в диспуте на тему: «Обновленческий Собор 1923 года», где главным докладчиком и обвинителем стал епископ Иларион (Троицкий). В докладе сотрудника ГПУ говорилось в том числе:

Живоцерковнический епископ СЕРАФИМ КОСТРОМСКОЙ — 70 лет, в красной рясе /изодранной/. Этого публика слушала и даже иногда аплодировала. Он указал на то, что начиная с 4 века — административная церковная власть, подпав под влияние государства, вечно поставлялась неправильно. Ставились недостойные приспешники власти. Таже история повторилась у нас, начиная с Петра. Стало быть епископы, назначаемые Синодом даже менее достойны, чем епископы живоцерковнические /Публика не возражает./ Что касается власти сакраментальной — то она не нарушена. Истекает время, председатель не разрешает Серафиму говорить, хотя небольшая часть публики этого требует, остальные молчат.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ