Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Смирнова, Елена Александровна

Смирнова, Елена Александровна

Театр

06 мая 1888 - 15 января 1934

русская балерина и педагог-хореограф


Елена Александровна Смирнова (6 (18) мая 1888 года, Санкт-Петербург — 15 января 1934 года, Буэнос-Айрес) — русская балерина и педагог-хореограф.

Биография

Хорошая техника балерины были замечены воспитателями ещё в детстве — в 1900 году в возрасте 12 лет она выступала а сцене Мариинского театра в танце ману балета «Баядерка». И позднее её часто привлекали к спектаклям, когда на сцене требовались дети. Впервые со значительной ролью она выступила на сцене Мариинского театра в 1905 году в партии Гименея в экзаменационной постановке театральным училищем балета Кадлеца «Ацисс и Галатея». Это была первая балетмейстерская работа Михаила Фокина. Её выступление было положительно оценено балетными критиками. В том же году М. Фокин поставил для неё и Г. Розая польку с мячиком на музыку «Польки-пиццикато» (Pizzicato Polka, 1869) Иоганна и Йозефа Штраусов. Окончила училище в следующем 1906 году, её педагогами были М. М. Фокин и П. А. Гердт. На выпускном спектакле «Сон в летнюю ночь» она исполнила партию Титании, а вместе с В. Нижинским «Полёт бабочек» Ф. Шопена. Поступила в труппу Мариинского театра, в которой состояла с 1906 по 1920 год.

Несмотря на многообещающее начало, зачисленная в кордебалет балерина медленно поднималась по карьерной лестнице. Ей поручались небольшие номера, но отзывы критиков были в общем отрицательными. Хвалили её за хорошую технику, филигранную точность в исполнении движений, но отмечали, что эти движения не создавали целостного танца, а оставались собственно набором упражнений. Критиковали тяжеловесность, отсутствие баллона.

В статье от 24 сентября 1907 года критик В. Светлов назвал удовлетворительным исполнение ею в паре с В. Нижинским pas de deux, вставленного в балет «Тщетная предосторожность».

Часто гастролировала, в частности, в Париже, Лондоне, Нью-Йорке и Токио. В 1908 году приняла участие в большой гастрольной поездке, организованной Юлией Седовой по городам России: Харькову, Ярославлю, Баку, Тифлису, Ростову-на-Дону, Одессе. В 1909 году приняла участие в первом «Русском сезоне» в Париже. Там она выступила в «Половецких плясках» из второго действия оперы А. П. Бородина «Князь Игорь». Поставленный балетмейстером-новатором Михаилом Фокиным номер, шедший в оформлении Николая Рериха, был одним из наиболее ярких моментов «Русских сезонов». В июне-июле 1910 года участвовала в гастролях в Лондоне и Нью-Йорке, организованных танцовщиком Большого театра Ф. М. Козловым.

В конце 1910 года на два месяца была командирована в Большой театр, где выступала в главных ролях в спектаклях «Спящая красавица», «Конёк-Горбунок», «Тщетная предосторожность», в роли Гамзатти в «Баядерке», но успеха не имела.

Однако, несмотря на критические отзывы, техника её была высока, а театр испытывал недостаток в балеринах. 9 октября 1911 года наконец получила первую партию в Мариинском театре — Сванильды в «Коппелии». Критики были вынуждены признать, что у театра появилась новая балерина, хотя и последняя в ряду.

22 апреля 1912 года исполнила роль Китри в балете «Дон Кихот». Эта роль наконец-то была одобрительно принята и публикой и критикой. Дело в том, что здесь совпали требования к характеру героини и собственная фактура балерины. Излишний апломб, некоторая угловатость, которые в других ролях смотрелись как недостаток, здесь работали на ожидаемый образ.

21 апреля 1914 года выступила в партии Авроры в «Спящей красавице», эта роль тоже была в целом успешной.

22 ноября 1915 года исполняла партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». В роли Одиллии был полный успех, а её Одетта была раскритикована, видимо дело было в фактуре самой балерины, которой не подходили поэтичные и анемичные образы.

Снялась в Берлине в фильме «Роман балерины», закрытый просмотр фильма состоялся в Санкт-Петербурге 25 апреля 1913 года. В фильме удивила многих самостоятельным исполнением трюков, к примеру, спускалась по веревке с 5 этажа.

В. М. Красовская описывала технику Смирновой следующими словами: «Танец её представлял собой череду безупречно выполненных движений, подчёркнутая законченность которых нарушала мелодическую связь целого. При высоком прыжке, позволявшем Смирновой соревноваться с Нижинским, её танцу была чужда воздушность. Самые позы были как бы не предвестьем танца, а его итогом. Линии арабеска Павловой устремлялись в бесконечность, истаивали в полёте, арабеск Смирновой отливал законченностью бронзы и утверждал себя на земле». По мнению В. М. Красовской, лучшим балетом балерины стал «Дон Кихот», кроме которого в репертуар постепенно вошли «Пахита», «Синяя борода», «Ручей», «Корсар».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ