Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Собещанская, Анна Иосифовна

Собещанская, Анна Иосифовна

Театр

15 января 1842 - 05 декабря 1918

балерина, артистка московского императорского Большого театра, потом балетный педагог


Анна Иосифовна (Казимировна) Собещанская, в замужестве Гиллерт (1842—1918) — балерина, артистка московского императорского Большого театра, потом балетный педагог.

Биография

Анна Собещанская родилась 3 (15) января 1842 года в селе Спасское-Лутовиново Орловской губернии.

Училась в Московском театральном училище, педагог К. Блазис. На сайте училище навсегда её имя вписано в числе выдающихся выпускников. Ещё будучи ученицей, выступала в Большом театре, исполняя ведущие партии партии Гитаны («Гитана, испанская цыганка»), Жизели («Жизель»). Ю. А. Бахрушин в книге «История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.) писал о начале карьеры этой будущей прославленной балерины:

Анна Иосифовна Собещанская (1842—1918) ещё в школе выделялась из числа своих сверстниц способностями и внешними данными. За два года до выпуска ей, по московским традициям, было поручено ведение балетов «Гитана» и «Жизель». Восемнадцатилетняя воспитанница успешно справилась с задачей. К моменту выпуска в 1862 году Собещанская была уже хорошо подготовленной танцовщицей.

Окончив училище в 1862 году, она, начав выступать там ещё ученицей, навсегда связала свою сценическую деятельность с московским Большим театром, прослужив там в течение 1859—1879 гг. Хотя жалованье ей было положено, увы, совсем небольшое — всего за 600 рублей в год. (Для сравнения, прима Мариинского Екатерина Вазем танцевала за 6000 рублей в год, плюс 35 рублей за каждый спектакль, плюс ежегодный полубенефис и три месяца отпуска с сохранением содержания. Минкус работал в Мариинке за 4000 в год.)

Изначально, сразу после училища она заняла амплуа первой танщовщицы и преимущественно танцевала в балетах А. Сен-Леона и в ранних спектаклях М. Петипа.

В первых же своих работах юная балерина заменила солистку Большого театра П. П. Лебедеву в постановках балетмейстера С. П. Соколова «Папоротник» и «Последний день жатвы».

Партии: Гитана («Гитана»), Жизель («Жизель»), Маргарита («Фауст», балетмейстер Жюль Перро), Галатея («Пигмалион»), Царь-девица («Конёк-Горбунок»), Гений папоротника («Папоротник, или Ночь под Ивана Купалы»), Китри Дон Кихот (специально года поставлен Мариусом Петипа 14 декабря 1869 в бенефис танцовщицы Анны Собещанской), Аспиччия («Дочь фараона»), Низия («Царь Кандавал»), Сандрильона («Волшебный башмачок»), Пери («Пери»), Сатанилла («Сатанилла» композиторов Ребера и Бенуа, балетмейстер Ж. Мазилье); Одетта-Одиллия Лебединоеозеро. Выступала также в танцевальных сценах в операх и дивертисментах.

С премьерой балета «Лебединое озеро» связана история конфликта между балериной и композитором Чайковским, разрешившегося не только примирением, но и взаимными симпатиями. Собещанская была назначена исполнять партию Одетты-Одиллии в самой первой постановке балета Венцеля Рейзингера (постановка признана неудачной и долго не продержалась), но наотрез отказалась от роли. На роль тогда срочно была назначена малоопытная молодая танцовщица П. М. Карпакова. О развитии конфликта подробно написал Ю. А. Бахрушин в книге «История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.): «Отказ Собещанской был вызван тем, что композитор не написал для неё в 3-м акте ни одного танцевального номера — она участвовала только в танцах невест. В связи с этим Собещанская поехала в Петербург и попросила Петипа поставить специально для неё соло на музыку Минкуса в 3-м акте „Лебединого озера“. Петербургский балетмейстер охотно исполнил её желание, но Чайковский наотрез отказался включать в свой балет музыку другого композитора, предлагая написать свою собственную. Однако балерина не желала изменять танца, поставленного для неё в Петербурге. В конце концов недоразумение было улажено: Чайковский согласился написать свою музыку для этого номера, такт в такт совпадающую с музыкой Минкуса. Собещанской настолько понравилась эта музыка, что она уговорила композитора сочинить ей ещё и вариацию, что также было выполнено Чайковским. Собещанская танцевала только в третьем спектакле и рассматривала написанные для неё танцевальные номера как свою собственность, а потому на премьере, где выступала Карпакова, эти танцы не исполнялись».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ