Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Бахтеяров, Еналей Леонтьевич

Бахтеяров, Еналей Леонтьевич

Дворяне

сын боярский, дворянин московского списка, письменный голова , ближайший помощник первого якутского воеводы Петра Головина Один из первых восточносибирских землепроходцев XVII века


Еналей Леонтьевич Бахтеяров (иногда Яналей Леонтьевич Бухтеяров) — сын боярский, дворянин московского списка, письменный голова (управляющий воеводской канцелярией), ближайший помощник первого якутского воеводы Петра Головина Один из первых восточносибирских землепроходцев XVII века. Представитель служилого рода Бухтияровых.

Как письменный голова Еналей Бахтеяров упоминается до 1649 года.

Биография

В августе 1638 года по указу царя Михаила Фёдоровича из Москвы на реку Лену в Якутск письменные головы Еналей Бахтеяров и Василий Поярков были отправлены вместе со старшим царским воеводой стольником Петром Головиным, вторым воеводой Матвеем Глебовым и дьяком Ефимом Филатовым. С ними следовали 395 стрельцов и казаков, а затем ещё прибавились плотники, судовые мастера, кузнецы, оружейники, толмачи (переводчики) и четыре священника.

Из грамоты на Верхотурье таможенному и заставочному голове А. Липину о проверке запасов В. Пояркова и Е. Бахтеярова, увезенных ими из Москвы, и изъятии в казну всего взятого сверх указанной нормы (1638 г., августа 17):

От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии в Сибирь на Верхотурье таможенном[у] и заставочному голове Ондрею Липину. По нашему указу посланы в Сибирь на нашу службу на великую реку Лену с столники и воеводы с Петром Головиным с товарыщи писмяные головы Василей Поярков да Еналей Бухтеяров. А запасов у них везут... У Еналея Бухтеярова двесте ведр вина, сорок пуд меду, сто полот мяса, сорок ведр уксусу, сто чети муки ржаные, пятдесят мехов сухарей, дватцать чети круп, пятдесят чети солоду.

В 1640 (1641) году Бахтеярову было поручено досмотреть соляные «росолные ключи» в прибрежьях Илима и выяснить, «можно ли на том месте варниц устроить». Об этой поездке сохранилась «Доездная память» Еналея Леонтьевича, из которой видно что он определил размеры, положение и происхождение соляных источников, а также взял «росолу соляного для опыту». Но вопроса о возможности устроить варницы он не решил, так как с ним не было «соляного мастера».

После подтверждения сведений о пути на Шилку, в этом же году он был послан на Витим «для ясачного сбору и для прииска новых землиц, руды серебряной, и медной, и свинцовой, и хлебной пашни». Кроме того, ему поручено было узнать, какие люди живут по Витиму и по Шилке, а также найти «проход в Китайское государство» и сделать чертёж его и роспись по расспросам иноземцев. Воевода Головин был уверен в успехе этого похода и потому приказал Бахтеярову не только собрать сведения, а положить начало освоению нового края, поставив острог в случае обнаружения месторождения серебряной руды..

В отряде Бахтеярова было 55 (по другой версии 70) служилых человек, включая двоих якутских и двоих тунгусских толмачей, а также аманата Билчагу из шелегинских тунгусов, которые, будучи главными проводниками казаков Бахтеярова, сообщали все названия местности. Хлеб им дали из расчёта на два года. Вооружение состояло из пушки и «к ней свинца для ядер на сорок зарядов». Благодаря захваченному Бахтеяровым тунгусскому шаману стало известно не только об Амуре, но и о ранее неизвестной реке Зее, а также остались подробные описания Витима с указанием разных мелей и речек. От тунгусов Бахтеяров также получил сведения о даурах и месторождениях серебра. Согласно Д. И. Иловайскому, слухи о богатствах Даурии возбудили в сибирских воеводах и в самой Москве сильное желание привести эту часть Сибири в подданство русскому царю и собирать там обильную дань не только «мягкою рухлядью», но также серебром, золотом, самоцветными камнями и всякими «узорчатыми товарами».

Стоит отметить, что по Витиму Бахтеяров прошёл значительно дальше отправленного ранее казачьего атамана Максима Перфильева. Однако для перевала на Шилку у Еналея Леонтьевича не хватило ни сил, ни продовольствия. На следующее лето он вернулся в Якутск и передал воеводам карту Витима с островами, притоками и порогами. Карту дополнил журнал с записями, которые велись каждый день. Это было важно, поскольку расстояния измерялись днями пути. В журнале и на карте были отмечены притоки Орон, Кутомала, Мама и Муя, порог Падун и ещё один порог, отстоящий на 23 дня пути от первого, с пометкой, что оба порога непроходимы. Вероятнее всего, чем дальше продвигался отряд Бахтеярова, тем всё более трудным и непроходимым становился путь, а встречавшиеся на этом пути тунгусы пугали русских рассказами о силе и многочисленности дауров, вследствие чего Бахтеяров не решился идти дальше. Видимо, ему не удалось установить мирные отношения с местным населением, и взвесив все за и против, он отдал приказ о возвращении, дорожа собранной географической информацией, представлявшей немалую для государства ценность.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ