Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Стрелков, Александр Фёдорович

Стрелков, Александр Фёдорович

Архитектура

главный архитектор института «Метрогипротранс»


Александр Фёдорович Стрелков (10 марта 1923 — 2000) — советский архитектор, проектировщик и строитель наземных и подземных объектов Московского метрополитена. С 1967 по 1978 год — главный архитектор института «Метрогипротранс».

Биография

Родился в 1923 году. Участник Великой Отечественной войны. С августа 1941 года по февраль 1942-го — на Ленинградском фронте, командир отделения автоматчиков 38 особой стрелковой бригады. Награждён медалью «За отвагу». 20 февраля 1941-го бригада участвовала в окружении 16 немецкой армии. «Стрелков со своим отделением первым ворвался в деревню Пено (в 6 км от Старой Руссы) и заняли её. Продвигаясь далее у села Прусское Стрелков был ранен пулей в грудь с раздроблением головки плеча», — говорится в наградном листе.

В 1948-м окончил МАрхИ. С 1948-го по 1952 год работал в Центральных архитектурных мастерских Министерства путей сообщения. С 1952 По 1965 год работал в институте «Метрогипротранс» — в качестве главного архитектора проекта, а затем — главного архитектора отдела ПГС. 1965—1967 гг. — руководитель архитектурной мастерской ГИПРО HИИ Академии наук СССР.

В 1967—1978 гг. — главный архитектор института «Метрогипротранс». На этой должности начал бороться за узнаваемость станций, индивидуальный облик архитектуры метро. Добился того, чтобы был объявлен конкурс на группу станций Ждановско-Краснопресненской линии. Возглавил работы по проектированию пересадочного узла «Площадь Ногина» (ныне — «Китай-город»). В числе других проектировщиков и строителей центрального участка линии — лауреат премии Совета Министров СССР за 1977 год. 1978—1979 гг. — начальник отдела по делам строительства и архитектуры БАМа Госстроя РСФСР.

Скончался в 2000 году. Похоронен на Троекуровском кладбище (участок 9).

Основные произведения

Станции Московского метрополитена

Название станции Линия Год запуска Соавторы
Новослободская 05 1952 А. Н. Душкин
Смоленская (вестибюль) 03 1953 О. А. Великорецкий
Ленинский проспект 06 1962 Н. А. Алёшина, Ю. В. Вдовин, В. Г. Поликарпова, А. А. Марова
Октябрьская 06 1962 Н. А. Алёшина, Ю. В. Вдовин
Выхино 07 1966 В. А. Черёмин
Китай-город (западный зал) 07 06 1971 Л .В. Лилье, В. А. Литвинов, М. Ф. Марковский
Китай-город (восточный зал) 1971 Л. В. Малашонок
Баррикадная (с вестибюлем) 07 1972 В. Г. Поликарпова
Лубянка 01 1973 Н. А. Алёшина
Авиамоторная 08 1979 В. И. Клоков, Н. И. Демчинский, Ю. А. Колесникова

Другие постройки

Эскалаторная галерея на Ленинских горах (1963, заброшена, руинирована); лифтовые подъемники с тоннелями на территориях санаториев в Сочи и Ливадии (1962—1965); нейтринная станция ФИАН им. Лебедева в Баксанском ущелье (1967).

Цитаты

Думаю, что ликование природы, запечатлённое в камне, может породить в душе человека такой искренний эмоциональный отклик, какого не вызовешь самым изощрённым декором.

Московский метрополитен доказал всему миру полезность красоты в такой же мере, как и функциональную необходимость этого массового транспортного средства. Он решительно повлиял на всю мировую практику метростроения. Сегодня все новейшие линии метрополитенов в мире строятся и проектируются с активным участием архитекторов и художников.

Галерея

  • «Новослободская», центральный зал
  • «Смоленская», вестибюль
  • «Ленинский проспект», центральный зал
  • «Китай-город», Западный зал (южное направление)
  • «Баррикадная», центральный зал
  • «Авиамоторная», торец центрального зала

Ссылки

  • В душе человека должна зазвучать музыка
  • Об архитектуре, живописи, скульптуре Московского метро
  • Станция метро «Ленинский проспект». Из книги: М.А. Ильина «Основы понимания архитектуры» — М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ