Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Сузи, Томас Павлович

Сузи, Томас Павлович

Полковники

29 августа 1901 - 05 сентября 1939

советский лётчик-испытатель, кавалер ордена Ленина и ордена Знак Почёта , полковник авиации


Томас Павлович Сузи (фин. Tuomas Susi) (16 [29] августа 1901, деревня Рантолово, Шлиссельбургского уезда, Санкт-Петербургской губернии — 5 сентября 1939, станция Домодедово, Московская область) — советский лётчик-испытатель, кавалер ордена Ленина (1933) и ордена Знак Почёта (1936), полковник авиации (1936).

Биография

Ингерманландец. Отец — Пааво Сузи (1866—1921), мать Кайса-Мария (1869—1918), брат Пааво (1907—1921).

Родился в 1901 году в небольшой, состоящей из двух десятков дворов, деревне Рантолово Токсовской волости. Позднее родители перебрались в Санкт-Петербург.

В 1916 году, из-за недостатка средств оставил учёбу в 4-классном городском училище.

В 1917 году работал чернорабочим и помощником шофёра в автомастерских.

В 1918 году поступил добровольцем в Красную армию в 1-й Петроградский стрелковый полк.

В 1919 году, в составе 42-го стрелкового полка был направлен на борьбу с Юденичем. Участвовал в боях под Ямбургом, был ранен.

В 1920 году был направлен на Южный фронт.

В 1921 году вступил в ВКП(б). Участвовал в боях на Южном фронте, вновь был ранен и сильно контужен, затем отправлен для лечения в Петроград. В том же году участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа в качестве помощника начальника команды, за что был награждён комплектом кожаного обмундирования и часами.

В 1922 году закончил школу. Проходил службу в Кронштадте в должности помощника командира роты, командира роты, помощника командира батальона и начальника полковой школы младшего командного состава. Затем был направлен в форт Красная Горка на должность начальника строевой части форта.

В 1923 году был командирован в военную академию имени М. В. Фрунзе, но по прибытии в Москву был направлен в первый набор командного состава ВВС в Егорьевск, в теоретическую школу ВВС.

В 1924 году окончил школу авиации Рабоче-крестьянского Воздушного Флота РСФСР в Егорьевске и 2-ю военную школу лётчиков в городе Борисоглебск.

В 1925 году окончил 1-ю военную школу лётчиков в Севастополе.

В 1926 году окончил Военную школу воздушного боя в Серпухове. Служил в Ленинграде в 1-й отдельной истребительной эскадрилье.

В 1927 году был направлен в Оренбург на курсы инструкторов по вооружению ВВС.

В 1928 году, после окончания курсов, был оставлен лётчиком-инструктором в 3-й объединённой школе лётчиков и лётчиков-наблюдателей в городе Оренбурге. Занимал должности командира звена и отряда.

В 1930 году был назначен на должность лётчика-инструктора в НИИ ВВС, затем командира отряда. Первым в СССР в истребителе с открытой кабиной, без кислородного прибора, теряя сознание, достиг высоты 8000 метров.

В 1932 году он побил мировой рекорд, возглавив группу самолётов из трёх Р-6, одного Р-5 и одного И-4 в длительном перелёте на высоте 5000 метров по маршруту Москва — Харьков — Москва.

В 1933 году, во время испытаний авиапушки АПК-3бис произошла авария, но Т. П. Сузи сумел успешно посадить повреждённый самолёт. В том же году он был назначен командиром и военным комиссаром 116-й отдельной истребительной эскадрильи особого назначения, которая выполняла спецзадания НИИ ВВС РККА. Лётчики эскадрильи испытывали новые самолёты и авиационные приборы в сложных условиях. Эскадрилья базировалась в Переяславле и подчинялась непосредственно наркому обороны К. Е. Ворошилову. Её лётчики участвовали в воздушных парадах проходивших над Тушинским аэродромом.

В 1934 году провёл государственные испытания самолёта И-14. Затем на истребителе И-5 участвовал в испытаниях «Звена-2А» (тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 и три истребителя И-5).

В 1937 году назначен начальником лётно-испытательной станции авиазавода № 21. Проводил испытания опытного истребителя И-16-6.

В 1938 году поднял в воздух конкурсный вариант многоцелевого самолёта «Иванов» Н. Н. Поликарпова.

В 1939 году проводил государственные испытания самолёта И-180-2. Участник парада в честь Дня Воздушного флота, причём накануне, во время генеральной репетиции у его И-180 отказал двигатель и он был вынужден совершить аварийную посадку.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ