Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Султан Мухаммед, Низамеддин

Султан Мухаммед, Низамеддин

Живопись

персидский художник, представитель тебризской школы миниатюры


Султан Мухаммед, Низамеддин (1470-е, Тебриз — 1555, Тебриз) — персидский художник, представитель тебризской школы миниатюры.

Жизнь и творчество

Султан Мухаммед был крупнейшим персидским художником XVI века. Историограф персидской живописи Дуст Мухаммад оставил о нём такой отзыв:

«…Первым идет Устад Низам ал-Дин Султан Мухаммед, кто был единственным в своей эпохе. Всевидящие глаза рока не видели ему подобных…»

Действительно, творчество Султана Мухаммеда являет собой пик в развитии так называемой «тебризской школы», и пик сефевидской живописи, процветавшей при дворе шаха Тахмаспа I.

Дата рождения художника неизвестна, однако все исследователи согласны с тем, что он был уроженцем Тебриза, крупнейшего культурного центра средневекового Ирана. По всей вероятности, Султан Мухаммед большую часть своей жизни прожил в этом городе, никуда не выезжая. Часть специалистов считают его учеником тебризского художника и резчика по слоновой кости Ага Мирека, хотя разница в их возрасте, должно быть, была невелика. К тому моменту, когда Тебриз в 1501 году перешёл в руки сефевидского шаха Исмаила I, художник возглавлял процветавшую китабхане с хорошо налаженным производством манускриптов.

В конце XV — начале XVI веков Тебриз был центром живописи, которую принято называть «туркменским стилем». Дело в том, что в этот период западный Иран по большей части находился во владении туркменских племенных объединений, правители которых не были равнодушны к искусству, и поддерживали существовавшую в Тебризе китабхане. Стиль, который был присущ тебризской мастерской того времени, отличает склонность к буйной фантазии в изображении пейзажей и растений, перенасыщенность разного рода деталями. Эта традиция, шедшая от таких художников, как Шейхи и Дервиш Мухаммад, работавших в последней четверти XV века, пришлась по вкусу шаху Исмаилу I, который поощрял её. «Туркменский» стиль тебризской китабхане сильно отличался от стиля, процветавшего в это время в Герате, где художники круга Бехзада достигали композиционной уравновешенности и гармонии, не впадая в излишества.

Шах Тахмасп I, который своё детство провел в Герате, не просто любил искусство, но сам увлекался живописью (сохранилось несколько принадлежащих его руке миниатюр). После неожиданной смерти своего отца, в 1522 году он стал шахом в возрасте ок. 10 лет, и переехал из Герата в Тебриз. Туда же за своим владыкой последовала и часть художников гератской китабхане. Это событие стало поворотным пунктом в развитии тебризской живописи, поскольку богатый излишествами «туркменский» стиль встретился в этот момент с гармоничной гератской школой, результатом чего стал новый художественный синтез, который так ярко отразился в творчестве Султана Мухаммеда.

Одной из самых первых известных работ художника считается миниатюра «Спящий Рустам» («Пока Рустам спит, его конь Рахш бьется со львом») из рукописи «Шахнаме» Фирдоуси, создававшейся в Тебризе в 1515-22 годах. Ранее были известны 4 миниатюры, вырезанные из этого манускрипта, но три из них впоследствии были утеряны. Пейзаж миниатюры фантастичен, а пространство так плотно забито растительностью, что, кажется, среди неё трудно дышать. Интересно, что шах Тахмасп не стал включать эту миниатюру в свой вариант «Шахнаме», который он заказал мастерской, поскольку, видимо, она не отражала его вкусы.

Другим примером цветистого тебризского «туркменского» стиля в творчестве Султана Мухаммеда является миниатюра из «Шахнаме», созданная в 1520—1522 годах, хранящаяся ныне в музее Метрополитен, Нью-Йорк. На ней изображен «Пир Сады» — сюжет, связанный с мифическим древнеперсидским царем Хушангом, сделавшим множество полезных изобретений, и, в частности, научившим добывать огонь (он выстрелил из лука в могучего змея, но стрела попала в скалу и высекла искры). Вокруг огня и построена вся сцена. В миниатюре множество интересных деталей, в частности Султан Мухаммед изображает в ней антропоморфные очертания скал, что в дальнейшем он будет делать неоднократно.

Большинство приписываемых руке Султана Мухаммеда произведений не имеют его подписи. Две миниатюры из «Дивана» (сборника стихов) Хафиза, которые датируются 1525 годом, его подпись имеют. Рукопись была создана для Сама Мирзы, брата шаха Тахмаспа. Из пяти её миниатюр до наших дней дошло только четыре. Одна из них подписана учеником Бехзада, художником Шейхзаде, две Султаном Мухаммедом. Самой интересной является миниатюра «Аллегория винопития» (или как ещё её называют «Винопитие на земле и небесах»). На ней изображены всевозможные сценки, связанные с винным весельем, вплоть до пьющих вино ангелов. Под ними в окне можно видеть сильно перебравшего поэта, в нижней части здания изображена винная лавка, за оградой которой царит настоящее пьяное веселье: дервиши (изображены в обычных чалмах) пустились в пляс, а придворные (в чалмах с высоким таджем) допились до того, что целуют ноги. В верхней части написаны две строки из Хафиза, который множество своих газелей посвятил воспеванию радостей винопития. Особенно забавны вошедшие в пьяный экстаз музыканты, и пьяница, обнимающий дерево. Судя по архитектурным кулисам, влияние гератского стиля здесь уже сказалось на манере Султана Мухаммеда.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ