Владимир Евграфович Татлин (28 декабря 1885, Москва — 31 мая 1953, там же) — русский и советский живописец, график, дизайнер и художник театра. Один из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальник конструктивизма. Проект Памятника III Интернационала (1919—1920) Татлина с вынесенной наружу несущей конструкцией стал одним из важнейших символов мирового авангарда и своеобразной визитной карточкой конструктивизма.
Биография
Владимир Татлин родился 16 (28) декабря 1885 в Москве в семье железнодорожника. После смерти матери семья переехала в Харьков. В 13 лет убежал из дома, жил случайными заработками, плавал юнгой в Турцию, помогал иконописцам и театральным декораторам. В 1902 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но уже через год был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение». В 1904 - в Одесском училище торгового мореплавания. Затем с 1905 по 1910 годы занимался в Пензенском художественном училище.
В 1906 году вместе с русской кустарной выставкой посетил Париж, выступая в качестве профессионального музыканта-бандуриста.
В 1910-х участвовал в выставках таких объединений, как «Мир искусства», «Союз молодёжи», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
В 1913 году посетил мастерскую Пабло Пикассо, зарабатывая деньги на проезд исполнением украинских песен и игрой на бандуре: "Молодой Владимир Татлин в 1914 году хотел поехать в Париж, в мастерскую Пабло Пикассо, работы которого он увидел в коллекции Щукина. Но не было денег. Тогда он нанялся бандуристом и поехал в Берлин на выставку декоративного искусства, потому что прекрасно играл и пел украинские песни. Татлин заработал деньги, сидя в витрине и наигрывая на бандуре, вот и поехал в мастерскую Пикассо".
В 1915 году участвовал в легендарной Последней футуристической выставке 0.10, представив свои «контррельефы» (материальный подбор), объемные произведения, понимаемые как «беспредметные», построенные на сопоставлении различных материалов.
В 1923 году поставил в ГИНХУКе как режиссёр, сценограф и актёр спектакль по поэме В. Хлебникова «Зангези».
В 1925—1927 — профессор в Киевском Художественном Институте . Среди учеников были ставшие впоследствии известными: И. Каракис и др.
В 1927—1930 — профессор ВХУТЕМАСа в Москве. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931).
В 1930—1940-х годах Татлин был вынужден работать как книжный художник и сценограф.
Скончался в Москве 31 мая 1953 года. Кремирован и захоронен в 106 секции колумбария Новодевичьего кладбища
Родственники
- Жена - Корсакова (Рудович) Александра Николаевна.
- Сын - Татлин Владимир Владимирович.
- Внебрачный сын от Нины Игнатьевны Бам (1901—1975) — Анатолий Сергеевич Ромов (р. 1935), советский и российский прозаик, сценарист.
- Внуки:
- Сергей Анатольевич Ромов.
- Филипп Анатольевич Ромов.
- Нина Анатольевна Ромова.
Творческий путь
Владимир Татлин стал знаменит не столько живописью и контррельефами (которые некоторые искусствоведы считают продолжением разработок Пабло Пикассо), но, в большей степени, проектами, которые предназначались для реализации в жизнь, но не дошли до производства, так и оставшись идеями, которые продолжают фигурировать в виде реконструкций и эскизов до сих пор («Памятник III-му Интернационалу», «Летатлин», «Нормаль-одежда»).
Известно противостояние Владимира Татлина концепциям Казимира Малевича, настаивавшего на форме и цвете, в то время как Татлин предлагал «ставить глаз под контроль осязания», связывал искусство с жизнью. Существует даже исторический анекдот о случае, когда Татлин выбил стул из-под Малевича, предложив ему посидеть на геометрии и цвете.
Работы В. Татлина вдохновили немецких художников-дадаистов, которые поняли их как революцию в искусстве. Известна фотография Георга Гроса и Джона Хертфилда, держащих плакат с надписью «Искусство умерло — Да здравствует машинное искусство Татлина!».
Утопический потенциал конструктивизма, художника-участника промышленной революции в полной мере был реализован В.Татлиным при создании проекта летательного аппарата, получившего название «Летатлин». Формы этого проекта, отдаленно напоминающего рисунки Леонардо Да Винчи, воспроизведённые в XX веке, предъявляют конструктивизм как недостижимую мечту об органичном единении человеческого и машинного (см. Конструктивизм (искусство)). «Летатлин» выставлялся в Пушкинском музее искусств. Также было несколько попыток произвести реальные испытания «Летатлина» как летательного аппарата будущего. Испытания так и не состоялись по разным причинам.
Единственная прижизненная персональная выставка Владимира Татлина состоялась в 1932 году. В дальнейшем, когда, все «формальные» направления были искоренены победившей идеологией социалистического реализма, Татлин сотрудничал с театром и вернулся к живописи.
Татлин умер в 1953 году, но его наследие оказалось востребованным сначала в 1960-е, а затем — в 1990-е годы в Европе и России. Проводились ретроспективные выставки, его проекты реконструировались и цитировались различными художниками, наследие В. Татлина стало одним из символов русского авангарда.
Известные работы
- Матрос (Автопортрет), 1911, Русский музей, Петербург
- «Памятник III Коммунистического Интернационала» или «Башня Татлина» 1919—1920
- «Летатлин», летающий аппарат (орнитоптер), 1929—1932, Музей истории авиации, Монино, Московская область
- Череп на раскрытой книге, 1948—1953.
Работа в театре
- 1944 — МХАТ, «Глубокая разведка» А. Крона
Творческое наследие
Работы Татлина находятся в собраниях:
- Государственной Третьяковской галерее
- ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве
- ГЦТМ им. А. А. Бахрушина в Москве
- Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Выставки
- «Мир искусства»
- «Союз молодежи»
- «Бубновый валет»
- «Ослиный хвост»
Память
- 125-летию со дня рождения Владимира Татлина была посвящена его выставка в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу, открывшаяся 5 октября 2011 года. В экспозиции было представлено около 60 работ, четверть из которых — реконструкции.
- Улица Татлина в Пензе.
- Улица Татлина в Москве.