Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Титлинов, Борис Васильевич

Титлинов, Борис Васильевич

Историки

церковный историк, деятель обновленческого движения, член Императорского Православного Палестинского Общества


Борис Васильевич Титлинов (8 сентября (21 сентября) 1879, Вятка — после 1944) — церковный историк, деятель обновленческого движения, член Императорского Православного Палестинского Общества.

Биография

Родился в семье чиновника межевого ведомства, скончавшегося до рождения сына. Мать преподавала в гимназии и епархиальном училище.

Окончил Вятскую духовную семинарию (1899), Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1903; первым в выпуске) Археологический институт. Профессорский стипендиат Санкт-Петербургской духовной академии.

Магистр богословия (1905; тема диссертации: «Правительство императрицы Анны Иоанновны в его отношениях к делам православной церкви»).

В 1911 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора церковной истории на тему «Духовная школа в России в XIX столетии», однако соответствующее решение совета Санкт-Петербургской духовной академии не было утверждено Святейшим Синодом после негативного отзыва митрополита Антония (Храповицкого).

В 1916 году стал доктором церковной истории, защитив диссертацию на значительно менее конфликтную тему: «Гавриил Петров, митрополит Новгородский и С.-Петербургский (1730—1801). Его жизнь и деятельность в связи с церковными делами того времени».

В 1905—1908 года — преподаватель философии, психологии и педагогики Литовской духовной семинарии, преподавал также в первой Виленской гимназии и в химико-техническом училище.

В 1908—1912 годы — доцент по кафедре истории русской церкви Санкт-Петербургской духовной академии.

В 1910—1911 редактировал издание духовной академии «Церковный вестник», но был уволен за либеральные взгляды.

С 1912 годы — экстраординарный профессор этой же академии, затем стал ординарным профессором (был им до закрытия академии в 1918).

По отзыву Анатолия Краснова-Левитина

крупный эрудит в области церковной истории, человек острого, скептического ума и холодного темперамента, колкий и надменный, он представлял собой тип светского человека, случайно, помимо воли, благодаря происхождению и образованию, связанного с церковью. <…> он не переносил варварских нравов русского духовенства, из которого вышел. В качестве панацеи от всех зол он предлагал «демократические реформы», в силу которых и сам не верил.

Деятельность в 1917 года

После Февральской революции 1917 года стал одним из соратников нового обер-прокурора Синода Владимира Львова, выступил с инициативой создания на основе издававшегося Синодом «Всероссийского церковно-общественного вестника» и неофициальной части «Церковных ведомостей» нового органа церковной прессы, который стал бы пропагандировать идеи церковных реформ. В апреле 1917 года, после передачи «Всероссийского церковно-общественного вестника» духовной академии, Титлинов был избран его главным редактором — в этом качестве он активно выступал за обновление церкви на демократических началах. Такая точка зрения принципиально расходилась с позицией церковной иерархии и значительной части верующих, в том числе большинства участников Поместного собора 1917—1918 годов.

Также с апреля 1917 года Титлинов был членом Учебного комитета при Синоде. В июле 1917 года являлся товарищем председателя Первого Всероссийского съезда духовенства и мирян, один из инициаторов создания Союз демократического духовенства и мирян, в работе которого участвовали многие будущие деятели обновленческого движения. Был избран членом Предсоборного совета.

Будучи членом Всероссийского Поместного Собора Православной Российской Церкви (открылся 15 августа 1917 года), был одним из главных противников идеи восстановления патриаршества; в своём выступлении 21 октября 1917 года обосновывал тезис, согласно которому восстановление патриаршества приведёт к абсолютизму в Церквии возможному церковному разделению, что оно существовало при монархии и не соответствует республиканскому государственному устройству. Остался в меньшинстве; более того, его общественная деятельность вызвала недовольство многих членов собора, некоторые консерваторы даже потребовали исключить Титлинова из состава собора ввиду обвинений в «доносительском» характере его публикаций. Кроме того, было принято решение сделать «Всероссийский церковно-общественный вестник» официальным органом собора, что повлекло за собой увольнение Титлинова с должности редактора.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ