Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Тищенко, Марат Николаевич

Тищенко, Марат Николаевич

Конструкторы

18 февраля 1931 - 13 марта 2015

ответственный руководитель и главный конструктор Опытно-конструкторского бюро имени М


Марат Николаевич Тищенко (18 февраля 1931, Харьков — 13 марта 2015, Москва) — советский и российский конструктор вертолётов. Академик РАН (с 1992 года). Герой Социалистического Труда (1982). С 1970 по 2007 год — ответственный руководитель и главный (затем генеральный) конструктор Опытно-конструкторского бюро имени М. Л. Миля (ныне — Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля).

Биография

Родился «в семье молодых инженеров, только что окончивших ХЭТИ (Харьковский электротехнический институт)» — Николая Афанасьевича Тищенко и Ольги Ефимовны Гольдберг. С началом Великой Отечественной войны находился с семьёй в эвакуации в разных городах; с 1942 года — в Свердловске; с 1944 — в Москве. Посещал Центральную станцию юных техников при Политехническом музее. В 1950 году окончил с золотой медалью школу и поступил в Московский авиационный институт, спустя три года став одним из первых студентов новой кафедры проектирования вертолётов. Во время учёбы построил модель вертолёта, которая в 1954 году установила мировой рекорд продолжительности полёта. В кружке авиамоделизма МАИ, которым руководил изобретатель Борис Блинов, познакомился со студенткой факультета вооружения Валентиной Ильиничной Корнеенковой, которая в 1957 году стала его женой.

После окончания с отличием института в 1956 году был принят на должность инженера бригады аэродинамики в Опытно-конструкторского бюро вертолётостроения, руководимое М. Л. Милем. Принимая участие в испытаниях вертолёта Ми-6, разработал программу расчёта на ЭВМ аэродинамических характеристик несущего винта. В 1959 году был назначен начальником бригады аэродинамики, а в 1963 — начальником отдела перспективного проектирования. В 1968 году защитил диссертацию на степень кандидата технических наук. В том же году был назначен заместителем главного конструктора по вертолёту В-12.

В 1970 году, после смерти М. Л. Миля, М. Н. Тищенко был назначен главным конструктором и ответственным руководителем завода; с этого года началось создание вертолёта Ми-26. В 1981 году стал генеральным конструктором ОКБ.

С 1977 года по совместительству он начал преподавать на кафедре вертолётостроения МАИ. В 1982 году защитил докторскую диссертацию по методологии создания сверхгрузоподъёмных вертолётов. В 1985 году стал профессором МАИ, возглавив, после смерти И. П. Братухина, кафедру «Конструкции и проектирование вертолётов» (ныне — «Проектирование ветролётов»).

В 1987 году избран членом-корреспондентом АН СССР, в 1992 — академиком РАН. В том же году ушёл в отставку с поста генерального конструктора, перейдя на должность консультанта. С 2007 года — на пенсии.

В 1989 году избран членом Американского вертолётного общества.

В 1993 году выступил инициатором создания Российского вертолётного общества. Был избран его первым президентом.

Умер 13 марта 2015 года на 85-м году жизни. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Награды

  • Герой Социалистического Труда (1982)
  • два ордена Ленина
  • Ленинская премия (1976)
  • Премия имени А. Н. Туполева (2012)

Память

В подмосковном рабочем поселке Томилино 18 декабря 2016 года на здании административного корпуса (№ 101) АО «МВЗ им. М. Л. Миля» открыта мемориальная доска

Библиография

  • Тищенко М. Н., Некрасов А. В., Радин А. С. Вертолёты. Выбор параметров при проектировании. — М., 1976.
  • Тищенко М. Н. Выбор параметров вертолёта на начальной стадии проектирования. — М., 2011.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ