Трогер, Пауль: биография
В станковых работах Трогера особенно сильно влияние итальянских художников, для них характерны живописная свобода исполнения и творческая фантазия. Иногда произведения, начатые Трогером, завершали его ученики.
Ранним картинам Трогера присуща жёсткость в изображении драпировок — например, в полотне «Мадонна со св. Бернардом», написанном в 1722—1725 гг. для Епископского дворца в Клагенфурте. Сцена «Распятие св. Андрея» из церкви Ан-дер-Трайзен (1731) буквально пронизана светом; для неё характерна повествовательность, пластичность в изображении тел, светоносность красок и простота драпировок.
В картинах, исполненных мастером в 30-х — 40-х гг. XVIII в., появилась тонкая цветовая градация, линейность ритма и мелодичная взаимосвязь между фигурами, в чём можно заметить влияние Маратты и Тревизани («Смерть св. Иосифа», 1739—1742; «Мадонна во славе», 1740—1745). Картина «Мученичество св. Стефана» (1745) отмечена ревностным благочестием, но драматическое напряжение фигур подобно здесь актёрской игре. В композиции «Апофеоз св. Иоанна Непомука» (Нойклостеркирхе, 1748), изображающей чешского церковного деятеля, канонизированного в 1729 г., фигуры представлены в необычном замысловатом движении.
Особенно популярными работами Трогера были многочисленные эскизы маслом, светлые по колориту, написанные подвижными мазками, с резкими эффектами и дробными формами («Мученичество св. Себастьяна»); они часто копировались учениками художника.
Рисунки Трогера близки венецианской традиции. Наброски исполнены нервным беглым штрихом без теней; в проработанных рисунках переход от тени к свету обозначен очень тонко с помощью перекрёстных штрихов («Играющие путти»).
Трогер исполнил также около 20 гравюр в технике офорта и сухой иглы.
Тематика работ Трогера сводится в основном к религиозным композициям, мифологическим и аллегорическим. Все они отмечены чисто тирольским натурализмом и включают бытовые реалистические детали.
Начиная с 1750-х гг. Трогер оставил монументальную живопись и полностью перешёл к станковой.
Преподавал в Венской академии художеств. В начале 1750-х гг. Трогер был избран профессором Академии, а в 1754 году стал её ректором. Художники, на которых он оказал большое влияние — Франц Зигрист, Франц Карл Палько, Франц Антон Маульберч, Мартин Кноллер, Каспар Франц Самбах. Пауль Трогер отказался от мрачного колорита в пользу яркой цветовой гаммы, характерной для итальянской живописи. Это обстоятельство и экспрессивная, драматическая манера исполнения, присущая произведениям Трогера, оказали существенное влияние на творчество австрийских художников последующих десятилетий.