Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Троицкий, Иван Егорович

Троицкий, Иван Егорович

Историки

День рождения 18 апреля 1832

российский историк Церкви, профессор, педагог


Иван Егорович Троицкий (18 апреля 1832, село Красное, Пудожский уезд, Олонецкая губерния — 2 (15) августа 1901, Лесное близ Санкт-Петербург) — российский историк Церкви, профессор, педагог. Действительный статский советник, доктор богословия.

Биография

Родился в семье причетника. Окончив Каргопольское духовное училище и Олонецкую духовную семинарию, поступил в Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1859 году со степенью магистра.

Преподавал в Олонецкой Духовной семинарии логику, психологию, патристику и латинский язык. С 1861 года преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии на кафедре греческого языка; 1863 года — на кафедре общей церковной истории. В 1875 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора богословия. С 1884 года до выхода в отставку занимал кафедру истории и разбора западных исповеданий.

С 1874 года читал лекции по церковной истории в на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета в должности приват-доцента. В 1880—1901 гг. — профессор этого университета по кафедре истории церкви.

В 1876—1891 годах ежегодно помещал в журнале «Церковный Встникъ» историческое обозрение «Православный Восток и инославный Запад в минувшем году». Был членом Императорского Православного палестинского общества.

В 1880—1890 годах — редактор и цензор журнала «Христианское Чтенiе».

С 1878 по 1898 год через него, как советника обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева, проходила вся дипломатическая почта с Востока (Константинополь, Иерусалим и пр.), касающаяся церковных дел; все меры, предпринимавшиеся Святейшим Синодом в восточной политике, согласовывались (или разрабатывались) им. Был одним из организаторов Русского археологического института в Константинополе (вопрос о его учреждении обсуждался с декабря 1888 года). С 1878 года состоял в интенсивной переписке с Георгием Павловичем Беглери (1850—1923) — греком, родившимся в Константинополе и принявшим российское подданство; последний информировал Троицкого о состоянии дел и настроениях в Патриархии и других церковных, политических и научных новостях. Большую часть писем от Беглери Троицкий перенаправлял Победоносцеву.

С 1892 года состоял членом Комиссии Святейшего Синода по старокатолическому вопросу.

В 1899 году вышел в отставку.

Скончался 2 августа 1901 года, 4 августа погребён на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Творчество и взгляды

С 1874 года читал лекции по церковной истории в Санкт-Петербургском университете, сначала в звании доцента, потом экстраординарного и с 1884 года, ординарного профессора.

Преобладающее большинство трудов Троицкого посвящено истории христианского Востока. Докторская диссертация — «Изложение веры армянския, начертанное Нарзесом, кафоликосом армянским, по требованию боголюбивого государя греков Мануила» (Санкт-Петербург, 1875). Некоторые из помещённых в журналах его статей представляют собой целые книги, например, «Арсений, патриарх никейский и константинопольский, и арсениты» (журнал «Христианское Чтенiе»: 1867, 1869, 1871 и 1872).

В течение ряда лет изучал греческие рукописи в московских книгохранилищах. Только некоторая часть извлечённых им оттуда материалов напечатана (например, «Автобиография императора Михаила Палеолога» в журнале «Христианское Чтенiе», 1885, — в подлиннике с русским переводом, и примечаниями). Для позднейшей эпохи истории Русской церкви особенно важны напечатанные им исторические материалы об олонецком архиепископе Аркадии (Лысом).

Считал синодальное устройство Российской Церкви оптимальным, а её фактическое положение во вселенском православии — первым; в своих оценках и политической деятельности исходил из «тезиса о полной солидарности интересов церкви и государства в сфере международных отношений». Его отчёт о поездке в Константинополь и на Афон в августе 1886 года был составлен как «апология русского церковного присутствия и русской политики на Востоке». Полемизировал с Тертием Филипповым, выступавшим с позиций необходимости солидарности с Вселенским Патриархатом в церковно-политических вопросах. В своих суждениях о греческой Церкви вообще, отличался крайней тенденциозностью и эллинофобией, имея при том весьма поверхностные и опосредованные знания и сведения о современной ему жизни православного Востока, где он кратко побывал впервые только в 1886 году. Некоторые его иллюстрации «крайнего расстройства церковных порядков и упадка церковной дисциплины» в греческой Церкви суть проекция особенностей русской церковно-богослужебной практики (например, необязательность у греков исповеди непосредственно пред причастием).

Труды

  • Арсений, патриарх Никейский и Константинопольский и арсениты: (К истории Восточной Церкви в XIII в.). — СПб.: Тип. Деп. уделов, 1873.
  • Вероучение западных исповеданий: Курс лекций, читанных студентам III и IV курсов С.-Петербургской Духовной Академии ординарным проф. — Казань: Типо-лит. Яздовского, Ценз. 1886.
  • Очерк истории Восточной Церкви по разделении её с Западной до настоящего времени (IX—XIX вв.). — СПб.: Лит. Транше-ля, [1877]
  • Церковная сторона болгарского вопроса. — СПб., 1888

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ