Алексей Андреевич Туполев (20 мая 1925 года, Москва — 12 мая 2001 года, Москва) — советский авиаконструктор, академик Российской академии наук, Герой Социалистического Труда (1972), доктор технических наук (1963), профессор (1964).
Продолжил развитие первого сверхзвукового пассажирского реактивного самолёта Ту-144. Участвовал в проектировании МТКК «Буран».
Этапы биографии
Детство
Родился 20 мая 1925 года в городе Москве. Алексей Андреевич — сын пионера советского самолётостроения, знаменитого авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева (1888—1972).
Во время Великой Отечественной войны он с родителями, ещё не окончив средней школы, был эвакуирован в город Омск.
В 1942 году окончил среднюю школу.
Дальнейшая жизнь
- С 1942 года по 1949 год А. А. Туполев работал в опытном КБ своего отца Андрея Туполева в должности конструктора завода. Первой конструкторской работой Алексея Андреевича стала хвостовая деревянная законцовка фюзеляжа самолёта Ту-2, которую использовали в серийном производстве для экономии металла в годы Великой Отечественной войны.
- В 1949 году закончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, с этого момента работает в должности ведущего конструктора, а с 1963 по 1973 год — главного конструктора завода и заместителя генерального конструктора ОКБ.
- В 1973 году — становится генеральным конструктором.
- 15 марта 1979 года избран членом-корреспондентом АН СССР в Отделение механики и процессов управления по специальности «Самолётостроение».
- 26 декабря 1984 года избран академиком АН СССР в Отделение механики и процессов управления по специальности «Машиностроение, в том числе транспортное машиностроение».
- Член Главной редколлегии информационных изданий ВИНИТИ.
- Скончался А. А. Туполев 12 мая 2001 года, похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Парламентарий
Избирался от БАССР в Верховный Совет СССР. Депутат Верховного Совета СССР — Совета Национальностей от РСФСР по Башкирской АССР, (1975—1979, Орджоникидзевский избирательный округ № 504; 1980—1985, Ишимбайский избирательный округ № 509).
Научная карьера
- 1949 — окончил Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе;
- 1953 — защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук (научный руководитель — С. И. Зоншайн);
- 1963 — учёная степень доктора технических наук за научные труды по новым летательным аппаратам;
- 1978—1985 — возглавлял кафедру «Аэродинамика и конструкция летательных аппаратов» Московского авиационного технологического института;
- 1979 — член-корреспондент АН СССР по Отделению механики и процессов управления (самолетостроение);
- 1984 — академик АН СССР по тому же Отделению (машиностроение, в том числе транспортное машиностроение).
Автор ряда трудов по аэродинамической компоновке сверхзвуковых пассажирских самолётов и авиационной эргономике.
Известные проекты
- Ту-134
- Ту-144
- Ту-154
- Ту-160
- Ту-204
- МТКК «Буран»
- Ту-16 Проработка компоновки самолета с двумя ТРД.
- Ту-123
- Ту-142ЛЛ
- Ту-139
Награды
- Герой Социалистического Труда.
- Лауреат Ленинской премии.
- Лауреат Государственной премии СССР.
- Награждён тремя орденами Ленина.
- Награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта».