Кен Уортон (англ. Ken Wharton, 21 марта 1916, Сметик, Вустершир — 12 января 1957, Ардмор, Новая Зеландия) — британский автогонщик, четырёхкратный чемпион Великобритании в гонках по подъёму в гору, пилот Формулы-1.
Биография
Кен Уортон родился 21 марта 1916 в Сметике. Он был автомобильным инженером. Кен начал выступать в автоспорте в возрасте 19 лет за рулём Austin. Первые успехи Уортона в автоспорте относятся к концу 1940-х годов. Нередко он строил свои собственные автомобили на основе Austin 7. В 1949 Кен стал первым в истории победителем Tulpenrallye за рулём Ford Anglia, а в 1950 он стал двукратным победителем ралли. Уортон выступал в Формуле-3, и в 1950 он занял 6 место в гонке Daily Express, проходившей в Сильверстоуне. В 1951 Кен Уортон впервые в карьере выиграл Чемпионат Великобритании по гонкам по подъёму в гору (British Hill Climb Championship). В 1952 он стал двукратным победителем серии, а также выиграл Tulpenrallye уже в третий раз в карьере. Также в 1952 состоялся дебют Уортона в Формуле-1. Кен принял участие в четырёх Гран-при в составе частной Scuderia Franera. В своей дебютной гонке, Гран-при Швейцарии, Кен Уортон за рулём Frazer-Nash набрал три очка за 4 место. Однако это так и осталось единственным финишем Уортона в очковой зоне. По итогам сезона 1952 Формулы-1 он занял 13 место. В 1953 Уортон выиграл British Hill Climb Championship в третий раз подряд. Кроме того, он дебютировал в Ле-Мане, заняв 13 место за рулём Frazer-Nash. Уортон участвовал в пяти Гран-при сезона 1953 Формулы-1 за рулём Cooper, но не набрал очков. Уортон стал четырёхкратным чемпионом British Hill Climb Championship в 1954. В Формуле-1 он ездил за рулём Maserati в составе команды BRM (выступавшей под названием Owen Racing Organisation). Кен Уортон одержал победу в гонке 12 часов Реймса 1954 вместе с Питером Уайтхедом. В 1955 Кен Уортон присоединился к команде Vanwall и провёл две последние гонки в Формуле-1 — Гран-при Великобритании и Италии 1955 года. В 1956 он занял третье место в Australian Tourist Trophy в Мельбурне за рулём Ferrari Monza. Кен Уортон скончался 12 января 1957 от травм, полученных в гонке на новозеландской трассе Ардмор.
Таблица выступлений в автоспорте
Формула-1
Легенда к таблице |
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы Гран-при. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат гонщика, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице. Пример | Описание | 1 | Победитель | 2 | Второе место | 3 | Третье место | 5 | Финишировал в очковой зоне | 12 | Финишировал вне очковой зоны | НКЛ | Финишировал, но не классифицирован | 15 | Участвовал вне зачёта, либо по отдельной классификации | 18 | Не финишировал, но классифицирован | Сход | Не финишировал и не классифицирован | НКВ | Не квалифицирован | НПКВ | Не предквалифицирован | ДСК | Дисквалифицирован | ИСК | Исключён из протокола | тест | Тестер по пятницам | НС | Участвовал в гран-при в качестве боевого пилота, но не стартовал в гонке | Т | Травмирован или болен | ОТК | Отказ от участия | НТР | Прибыл на гран-при, но не участвовал даже в тренировках | НПР | Был заявлен в числе участников гран-при, но не прибыл к началу соревнований | О | Гонка отменена | | Не участвовал | Поул-позиция | Быстрый круг | |
Сезон | Команда | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Место | Очки |
1952 | Scuderia Franera | Frazer-Nash FN48 | Bristol Straight-6 | ШВА 4 | 500 | БЕЛ Сход | ФРА | ВЕЛ | ГЕР | | | | 13 | 3 |
Frazer-Nash 421 | | | | | | | НИД Сход | | |
Cooper T20 | | | | | | | | ИТА 9 | |
1953 | Ken Wharton | Cooper T23 | Bristol Straight-6 | АРГ | 500 | НИД Сход | БЕЛ | ФРА Сход | ВЕЛ 8 | ГЕР | ШВА 7 | ИТА НКЛ | - | 0 |
1954 | Owen Racing Organisation | Maserati 250F | Maserati Straight-6 | АРГ | 500 | БЕЛ | ФРА Сход | ВЕЛ 8 | ГЕР НС | ШВА 6 | ИТА | ИСП 8 | - | 0 |
1955 | Vandervell Products Ltd | Vanwall | Vanwall Straight-4 | АРГ | МОН | 500 | БЕЛ | НИД | ВЕЛ 9 | ИТА Сход | | | - | 0 |