Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Уэлдон, Дэн

Уэлдон, Дэн

Автоспорт

22 июня 1978 - 16 октября 2011

британский автогонщик


Дэниэл «Дэн» Клайв Уэлдон (англ. Daniel Clive "Dan" Wheldon; 22 июня 1978, Эмбертон, Великобритания — 16 октября 2011, Кларк, США) — британский автогонщик.

  • Чемпион IRL IndyCar 2005 года/
  • 2-кратный победитель 500 миль Индианаполиса (2005 и 2011).

Общая информация

В 2008 году Дэн женился на канадке Сьюзи Бём — своей многолетней помощнице по ведению дел на трассе и вне её. Пара обосновалась в США — в городе Сент-Питерсберг, штат Флорида.

В феврале 2009 года у супругов родился первый сын, а в марте 2011 — второй.

Спортивная карьера

Ранние годы

Бакингемширец, как и многие автогонщики того периода, начал карьеру с картинговых соревнований. В данном классе Уэлдон небезуспешно гонялся с 1987 по 1995 год. За это время Дэну несколько раз покорялся национальный чемпионат среди кадетов, в 1995 году Уэлдон стал обладателем кубка мира в классе Формула-А, а также занял четвёртое место на чемпионате Европы в этой же категории.

С 1996 года британец сосредотачивается на гонках на машинах с открытыми колёсами, но не забывает и картинг — с 2004 года он регулярно стартует в достаточно крупных и известных соревнованиях этой категории.

1996—2001

Карьера в более крупных соревнованиях стартует с мелких формулических классов. В 1996-98 годах Дэн проводит несколько вполне успешных сезонов в чемпионатах под эгидой Vauxhall и Ford. Несмотря на множество призовых мест и побед на этапах этих первенств Уэлдон так и не смог сделать шаг на следующую ступеньку иерархии европейского автоспорта — сторонних спонсоров так и не заинтересовал молодой английский талант, а денег семьи на достаточно дорогую Формулу-3 не хватало.

Перед гонщиком встал выбор — либо завершить карьеру, либо пересмотреть свои взгляды на дальнейшие выступления. Дэн выбрал второй вариант, отправившись покорять североамериканский гоночный мир. Первым шагом стало участие в чемпионате американской Формулы-2000. Уэлдон быстро обжился в серии и уже в первый год смог завоевать чемпионский титул. Выбор оказался оправдан и в дальнейшем: проблемы со спонсорами уже не носили глобального характера и каждый раз британец находил приемлемый вариант продолжения своей карьеры.

В 2000-м Дэн переходит в серию CART Toyota Atlantic, где сходу оказывается очень быстр. По итогам сезона, выиграв четыре квалификации и две гонки Уэлдон набирает 159 очков и завоёвывает звание вице-чемпиона серии, проиграв лишь Бадди Райсу. Через год британец перебирается в серию Indy Lights, заняв место в кокпите болида чемпионской команды PacWest Lights. И здесь Уэлдон быстро доказывает свою скорость и возможность стабильно финишировать в лидирующей группе. В 12 гонках сезона Дэн 9 раз финиширует в Top5 и одерживает две победы. Набранных по итогам года 149 очков хватает на очередное вице-чемпионское звание.

2002—2005

Следующий этап в карьере англичанина начинается в конце 2002 года, когда он находит спонсорский бюджет на участие в двух гонках серии IRL IndyCar за рулём болида команды Panther Racing. Несмотря на то, что организация в тот момент больше работала со своим первым пилотом Сэмом Хорнишом, Дэн смог быстро приспособиться к болиду и показал вполне достойные для новичка 10-е и 15-е места в двух дебютных гонках.

В 2003 году Уэлдон получает от судьбы огромный подарок: по началу так и не найдя места в серии на полном расписании он наблюдает первые гонки сезона лишь как зритель, но перед третьим этапом сезона в Японии всё вдруг резко меняется: сильный дебютант IRL IndyCar команда Andretti Green Racing внезапно теряет одного из своих боевых гонщиков — шотландца Дарио Франкитти. На освободившуюся вакансию владелец команды Майкл Андретти после недолгих поисков приглашает как раз Уэлдона. Дэн сполна использует свой шанс и вскоре англичанин становится не просто «пилотом-на-замену», а полноценным членом гоночного коллектива. Серия из стабильных финишей в последней трети сезона позволяет Уэлдону вскарабкаться на 11-е место в общем зачёте и завоевать титул новичка года.

Следующие два сезона семейство Андретти множество раз убеждается в правильности своего выбора — Дэн регулярно борется на равных с лучшими пилотами серии и всё чаще их опережает. И если в 2004 году на пути британца к чемпионскому титулу всё же становится его сокомандник Тони Канаан, то через год его уже не смог остановить никто. Триумф в сезоне-2005 получается абсолютным: в мае Уэлдону также покоряется Indy 500.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ