Николай Викторович Фаусек (19 октября (1 ноября) 1895, Неаполь — 15 марта 1938, спецобъект Коммунарка, Москва) — один из первых российских лётчиков, видный деятель советской авиапромышленности, теоретик высотных полётов, конструктор Реактивного института, штатный преподаватель Московского авиационного института (МАИ).
В юные годы (1912) стал организатором и руководителем первого в России школьного авиамодельного кружка, публицист, историк и популяризатор авиации.
Потомственный дворянин, участник Гражданской войны, жертва политических репрессий в СССР.
Биография
Сын выходца из Чехии, известного зоолога, энтомолога, профессора Санкт-Петербургского женского медицинского института, профессора и директора Высших женских (Бестужевских) курсов Виктора Андреевича Фаусека и его жены ученого-зоолога, педагога, пропагандиста педагогического метода Монтессори Юлии Ивановны Фаусек (ур. Андрусовой) Николай Фаусек родился в местечке Вомеро близ Неаполя, куда его отец – в то время молодой зоолог – был командирован для научной работы. С окончанием в декабре 1896 года командировки отца, проживал в Петербурге, а также в имении писателя В.Н. Ладыженского Липяги Пензенской губернии. В 1906 году поступил сразу во второй класс известной в Петербурге гимназии Карла Мая. Среди товарищей Н. Фаусек выделялся яркими способностями, хотя учился вместе с весьма талантливыми людьми. Достаточно сказать, что его одноклассником и другом был будущий выдающийся физик, академик Яков Френкель. В те годы в гимназии К. Мая собралась целая плеяда будущих авиаторов – летчиков и авиаконструкторов: Григорий Векшин, Александр Апухтин , Виктор Кербер, Павел Депп, чуть позже - Владимир Поляк, Борис Янчевский , Соломон Данскер.
Лавка Растеряева в Гостином Дворе (объяснения в тексте)Их лидером по праву считался Николай Фаусек, который вместе с Владимиром Векшиным (братом Григория Векшина) 24 января 1912 года организовал первый в Петербурге школьный кружок авиамоделистов, названный «Обществом любителей авиационного спорта». Вскоре он построил свою первую летающую модель с им же придуманным резиномотором. Вот как в своих воспоминаниях, правда, ошибочно указав год, об этом писал Виктор Кербер:
В 1908 г. Коля увидел журнал “Вестник воздухоплавания”, в котором была помещена фотография самолёта “Блерио VIII” в полёте. Коля тут же загорелся желанием сделать модель такого же самолёта и обязательно летающую. Начались поиски материалов… Долго ходил он по магазинам и набрёл на магазин Растеряева в Гостином дворе. Там глаза его разбежались: трубки, листы и проволока из различных цветных металлов. И вот в одном из дальних углов Коля поднял лист и поразился, как он лёгок. “Это что?” — спросил он. “Алюминий”, — ответил продавец… Лист алюминия стоил очень дорого — 90 копеек, но Коля всё-таки купил его… Всё свободное от уроков время Коля работал над моделями… Вскоре Коля добился замечательных результатов: он ставил свою модель на шасси на паркетный пол школьного зала и пускал. Модель бежала, самостоятельно взлетала на высоту 2–2,5 м, пролетала почти весь зал и, по выработке завода, планировала и садилась на пол на шасси. Когда стало тесно для полётов модели в зале, Коля перебрался во двор школы… Так появилась первая отечественная модель самолёта. Будучи ещё гимназистом последнего класса гимназии К. Мая, он успешно читал лекции о моделях самолётов, демонстрируя свою в полёте. |
В том же 1912 году, как воспоминала его мать Юлия Фаусек, по аналогии с тем, как ранее это сделал его товарищ Григорий Векшин, Николай сконструировал, построил и испытал собственный планер.
В 1913 году Н. Фаусек с золотой медалью окончил гимназию, и по рекомендации друга матери И. М. Гревса поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт императора Петра Великого. Через год, с началом Первой мировой войны Н. Фаусек продолжил учёбу и одновременно стал изучать лётное дело. В институте были открыты курсы теоретической подготовки будущих лётчиков, и он как студент мог свободно их посещать. Одновременно он работал на одном из петроградских авиазаводов. С 1916 года, ещё будучи студентом, Н. Фаусек стал активно публиковать свои технические идеи в журнале «Автомобиль». Нет сведений, когда и в какой лётной школе учился Н. Фаусек, но известно, что в годы Гражданской войны он лётчиком в составе авиационного отряда красных воевал на Туркестанском фронте. Свои впечатления о Гражданской войне Н. Фаусек подробно описал в очерке «Фронтовое», опубликованном в 1922 году журналом «Новая Россия».