Борис Михайлович Фёдоров (1794 или 1798 — 7 апреля 1875) — русский поэт, драматург, издатель альманахов, детский писатель.
Биография
В юности Фёдоров бывал у Г. Р. Державина и пользовался его и Д. И. Хвостова покровительством. В дальнейшем имя Фёдорова у современников ассоциировалось с именем «патентованного» графомана Хвостова; к его стихотворной продукции общее отношение было пренебрежительным.
В 1823 г. служил секретарем при директоре департамента духовных дел (А. И. Тургенев) в министерстве духовных дел и народного просвещения; затем был театральным цензором, позже помощником заведующего картинами и драгоценными вещами в Императорском Эрмитаже. Фёдоров сотрудничал в «Северной Пчеле» и писал в 1838—1842 годах критические разборы в «Журнале Министерства народного просвещения». В 1833 г. Фёдоров, по предложению президента Академии Российской А. С. Шишкова, избран в её действительные члены, а после упразднения академии (1841), был почетным членом отделения русского языка и словесности Петербургской АН.
Драматургия
В 1813 году Фёдоровым была написана драма «Крестьянин-офицер, или Известие о прогнании французов из Москвы», игранная в первоначальном виде в Петрозаводске, на празднике, данном дворянством при возвращении олонецкого ополчения, и с прибавкой куплетов изданная в 1846 г. под названием «Русский крестьянин, или Гость с Бородинского поля» (ироническая рецензия Н. А. Некрасова). Другие драматические произведения Фёдорова: «Русские витязи при князе Владимире» (1814); «Наказанная ханжа, или Урок каждому в очередь» (1816); «Чудные встречи, или Суматоха в маскараде» (1818); «Ротмистр Громилов» (1824); «Кадетские бивуаки» (1835). Ни одна из пьес Фёдорова успеха не имела и в репертуаре не удержалась.
Журналистская деятельность
В 1815 году Фёдоров издавал собственный журнал «Кабинет Аспазии», по типу приближенный к альманахам; вышло 6 книжек за 1815 год и, по некоторым данным, ещё одна за следующий (не сохранилась). Альманах, художественный уровень которого невысок, является большой библиографической редкостью. В нём появилась, в частности, статья в поддержку творчества Хвостова.
В 1828 году Фёдоров подавал прошение об издании газеты «Санкт-Петербургский дневник», но получил разрешение на издание журнала «Санкт-Петербургский зритель». При этом деятель III Отделения М. Я. Фон-Фок охарактеризовал Фёдорова так:
Страсть к авторству увлекла его с молодых лет на литературное поприще, на котором он в продолжение десяти лет был освистываем в журналах и получил название в публике наследника графа Хвостова, который есть его меценат и покровитель… Его мелкие стихотворения написаны без вкуса и ума: это набор слов с рифмами; проза обнаруживает недостаток учения и мыслей. Он весьма плохо пишет по-русски, и что хуже, не знает того, что пишет дурно… Будучи всегда незначащим писцом по службе и не показываясь нигде, как в гостиной графа Хвостова, он был выведен на свет Александром Ивановичем Тургеневым, который употреблял Фёдорова для писания множества писем, развозки визитных билетов, разных комиссий, выписок для своей библиотеки из архивов и т. п. и за это доставил ему два ордена и чин. После отставки Тургенева Фёдорову не понравилось служить при деятельном и деловом Карташевском, и он вышел в отставку, чтобы промышлять литературою при помощи покровителей. Он беспрестанно увивается в передних и всем людям в значении посвящает свои книжки, стихи и куплеты… Но как он искатель и из низкого происхождения, то он из протекции или по незнанию позволит управлять собою каждому, который только ослепит его блеском знатности или богатства. Характера он чрезвычайно раздражительного и мстительного до крайности. Комедии его суть не что иное, как пасквили на лица… Если мы смеем объявить своё мнение, то во уважении долговременного бумагомарательства Фёдорова и того, что он не замечен в правилах противообщественных, также за то, что его «Новая детская библиотека» безвредна, можно позволить ему издавать еженедельный литературный журнал — но не газету…