Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Фёдорова, Софья Васильевна: биография

После Большого театра

В 1917 году закончился срок договора балерины с дирекцией Большого театра, но она ещё продолжала изредка появляться на сцене. Однако из-за усиливавшейся болезни все чаще возникали неявки на спектакль. В декабре 1918 года в связи с частыми пропусками ей было приостановлено денежное содержание. В январе 1919 года она обратилась в художественно-репертуарный комитет балетной труппы с просьбой о пособии, так как «из-за тяжелой болезни» не могла участвовать в спектаклях. Во врачебном свидетельстве говорилось, что она страдает «остро-неврастеническими явлениями в тяжелой форме». И в начале 1919 года она уехала из Москвы в Петроград, где к тому времени c 1918 года работал её муж — Петр Сергеевич Оленин, знаменитый оперный певец, режиссёр оперных постановок и управляющий оперной труппой Мариинского театра.

28 января 1922 года Пётр Сергеевич Оленин скончался. Похоронив мужа в Москве, Софья Васильевна сразу решила уехать из страны, и уже весной того же года выехала за границу, как официально считалось — на лечение, но фактически это была эмиграция.

Эмиграция

Выехав за рубеж, Фёдорова сразу приступила к работе. Она выступала в Берлине в пантомиме «Покрывало Пьеретты», поставленной по произведению Артура Шницлера. Нина Берберова, видевшая этот спектакль, вспоминала более чем через полвека: «Когда Чабров и Федорова-вторая танцевали польку во втором действии, а мёртвый Пьеро появился на балкончике…, я впервые поняла (и навсегда), что такое настоящий театр, и у меня ещё и сейчас проходит по спине холод, когда я вспоминаю шницлеровскую пантомиму в исполнении этих трёх актёров. Такой театр входит в кровь зрителя не метафорически, а буквально, что-то делает с ним, меняет его, влияет на всю его дальнейшую жизнь».

Из Берлина Фёдорова отправилась в Париж, решив обосноваться там, поскольку в Париже осело много русских эмигрантов, хорошо помнивших её сценическую деятельность; давала уроки балета и периодически выступала с концертами на эстраде. Но болезнь прогрессировала, и она все чаще проводила время в психиатрических больницах.

В 1925—1926 гг. работала в труппе Анны Павловой. В 1928 году Сергей Дягилев пригласил её на выступления с «Русским балетом», именно в его труппе она впервые очаровала Париж своим появлением в «Половецких плясках» и вот спустя 19 лет снова оказалась в его труппе. Это было последнее выступление Софьи Федоровой. Её болезнь вновь обострилась, и она была помещена в госпиталь, откуда её забрал друг — Г.Столповский, который и поддерживал до конца её дней.

Творчество

Партии на сцене Большого театра:

  • 1901 — «Танец Анитры» на музыку Э. Грига, балетмейстер А. Горский
  • 1901 — «Конек-горбунок» Ц. Пуни, балетмейстер А. Горский — Жена хана
  • 1902 — «Дочь Гудулы» А. Симона, балетмейстер А. Горский — Эсмеральда
  • 1903 — «Золотая рыбка» Л. Минкуса с добавлением музыки других композиторов, балетмейстер А. Горский — Старуха
  • 1906 — «Робер и Бертрам, или Два вора» И. Шмидта и Пуни (с добавлением музыки Ф. Шумана, Ф. Шопена, П. Чайковского), балетмейстер А. Горский — служанка Селестен
  • 1907 — «Аленький цветочек» Ф. Гартмана — испанский танец
  • 1910 — «Саламбо» А. Арендса, балетмейстер А. Горский — Рабыня (жрица Молоха)
  • 1913 — «Жзель» А. Адана в хореографии Мариуса Петипа — Жизель
  • 1914 — «Конек-Горбунок» Пуни — Цыганский танец в хореографии А. Горского
  • «Дон Кихот» — Уличная танцовщица
  • «Дочь фараона» Минкуса — Хита
  • «Спящая красавица» П. И. Чайковского — Белая кошечка
  • «Тщетная предосторожность» П. Гертеля — Лиза
  • «Корсар» Адольфа Адана — Гюльнара и Медора
  • «Парижский рынок» Пуни — Жоржетта
  • «Волшебное зеркало» А. Корещенко — Принцесса
  • «Конек-Горбунок», — украинский танец
  • «Раймонда» А. Глазунова, балетмейтер М. И. Петипа — панадерос
  • «Руслан и Людмила» М. Глинки. Балетный акт в опере — лезгинка
  • «Времена года» А.Глазунова — вакханалия
  • «Баядерка» Минкуса — индусский танец
  • «Коппелия» Лео Делиба — чардаш

«Русские сезоны» в Париже:

  • 1909 — «Половецкие пляски» А. Бородина, балетмейстер М. Фокин — Половецкая девушка
  • 1909 — «Вакханалия» на музыку А. К. Глазунова — танцевальный девиртисмент
  • 1909 — «Пир», сюита танцев — танец чардаш на музыку Глазунова в постановке Горского, в партнерстве с М. Мордкиным
  • 1910 — «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова, балетмейстер Фокин — одалиска
  • 1913 — «Клеопатра» (другое название балета «Египетские ночи») А. Аренского с музыкой других композиторов — Таор

Значение творчества

Критика отмечает творчество балерины: «Фёдорова была характерной танцовщицей. Но даже характерные танцы в дивертисментах становились в исполнении Ф. ярким явлением, приобретая самостоятельное значение. Обладая огромным стихийным темпераментом, необычайной экспрессией, доходящей до экстатических состояний, драматическим дарованием, она создавала эмоционально насыщенные образы, окрашенные, как правило, в мрачные тона, что со временем приобретало все больший вес в её творчестве. Вяч. Иванов сказал о Ф. что „всем своим обликом она будит смутное, тайное воспоминание. Связанные стихии, скрытые за обычной жизнью, умеет развязывать эта заклинательница. Её область — темная мистика души“».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ