Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Фенстер, Борис Александрович

Фенстер, Борис Александрович

Театр

30 апреля 1916 - 29 декабря 1960

артист балета и балетмейстер, работавший преимущественно в Ленинграде, в Театре оперы и балета им


Борис Александрович Фенстер (30 апреля 1916 года, Петроград — 29 декабря 1960, Ленинград) — артист балета и балетмейстер, работавший преимущественно в Ленинграде, в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова и в Малом театре оперы и балета. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955), Народный артист РСФСР (1957), лауреат двух Сталинских премий II степени (1948, 1950). Скончался за кулисами Кировского театра сразу после премьеры своего балета «Маскарад».

Биография

Борис Фенстер родился 17 (30) апреля 1916 года в Петрограде. В 1936 году окончил Ленинградский хореографический техникум, после чего начал работать в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. Ещё учась в хореографическом техникуме был ассистентом балетмейстера Леонида Лавровского в постановке балетов «Фадетта» (1934) и «Катерина» (1935).

В 1940 году окончил балетмейстерское отделение Ленинградского хореографического училища (ученик Ф. В. Лопухова). Во время учёбы поставил свой первый балет — «Том Сойер» А. Гладковского (1939). В качестве дипломной работы осуществил постановку в Малом оперном театре балета Б. В. Асафьева «Ашик-Кериб», создав оригинальные и эффектные массовые танцы. В 1941 году поставил балет «Бэла», — вновь по произведению Лермонтова.

В 1945—1953 годах — художественный руководитель балета Малого театра оперы и балета, в 1953—1956 годах — его главный балетмейстер. В 1956—1959 годах — главный балетмейстер Театра оперы и балет им. С. М. Кирова.

В 1949—1950 годах преподавал оперную режиссуру в Ленинградской консерватории.

Осенью 1960 года, будучи уже больным, Фенстер приступил к репетициям ещё одного спектакля по произведению Лермонтова — балета Льва Лапутина «Маскарад». Роль Арбенина исполнил 50-летний Константин Сергеев, занявший в 1959 году после Фенстера должность главного балетмейстера театра; остальные партии исполнили Ирина Колпакова (Нина), Наталия Дудинская (Баронесса Штраль), Игорь Бельский (Неизвестный), Борис Брегвадзе (Звездич).

Балет был осуществлён в традициях советского «драмбалета», в то время уже начавшего считаться устаревшим, уступая свои позиции появляющемуся в СССР балетному симфонизму. Спектакль вызвал неудовольствие министра культуры СССР Екатерины Фурцевой и получил жёсткие критические отзывы:

Среди новых балетов, естественно, есть и спектакли, созданные по старым канонам. К ним прежде всего относится последний балет Б. А. Фенстера „Маскарад“ (музыка Л. Лапутина).

Поставленный по мотивам драмы М. Ю. Лермонтова, хореографический спектакль в постановке Б. А. Фенстера утратил социальное, философское и психологическое звучание, то есть всё то, что сделало драму Лермонтова бессмертной. В центре внимания балетмейстера оказались не характеры, не внутренние побуждения поступков героев, не сложные человеческие отношения и философско-психологическое осмысление драмы, а внешняя сторона событий. Получился балет о подозрительном и ревнивом муже, жестоко расправившемся с невинной женой.

— А. Рулева. Борис Брегвадзе (1965 год).

«Маскарад» стал последней работой Бориса Фенстера. Не выдержав напряжения премьеры и связанных с ней переживаний, балетмейстер скончался в театре сразу после показа спектакля, 29 декабря 1960 года.

…министр культуры Фурцева приезжала на приёмку спектакля и очень неодобрительно высказалась о балете. Фенстер решил на премьеру не ехать, но кто-то позвонил ему по телефону и сообщил, что Фурцевой в театре нет. Нехотя он собрался и поехал. Почти сразу, войдя в театр, он столкнулся с Фурцевой. Начался II акт. После него были общие поклоны, вытащили и Фенстера. Но едва он после поклонов ушел за кулисы, как тут же упал замертво. Мрачный спектакль ознаменовался мрачным событием.

— Юрий Гамалей. „Мариинка“ и моя жизнь.

Б. А. Фенстер похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.

Репертуар

  • Арлекин, «Арлекинада» Р. Дриго
  • Колен, «Тщетная предосторожность» П. Л. Гертеля
  • Рене, «Фадетта» на музыку Л. Делиба

Постановки

  • 22 марта 1946 — «Мнимый жених»* Михаила Чулаки (Сталинская премия II степени за этот спектакль)
  • 1948 — «Доктор Айболит» Игоря Морозова
  • 9 декабря 1949 — «Юность»* Михаила Чулаки на либретто Юрия Слонимаского по роману «Как закалялась сталь» (Сталинская премия II степени за этот спектакль; 1958 и 1961 — возобновления)
  • 30 мая 1951 — «Весёлый обманщик»* Климентия Корчмарёва (совместно с К. Джапаровым)
  • 29 декабря 1951 — «Барышня-крестьянка»* Бориса Асафьева
  • 1953 — «Каменный цветок» Александра Фридлендера, Народный театр Ленинградского дворца культуры
  • 16 мая 1954 — «Двенадцать месяцев»* Бориса Битова
  • 23 июня 1955 — «Тарас Бульба»** Василия Соловьёва-Седого (1962 — возобновление)
  • 30 декабря 1955 — «Тийна» Лидии Аустер, театр «Эстония»
  • 13 декабря 1956 — «Голубой Дунай»* на музыку Иоганна Штрауса-сына
  • 1957 — «Ивушка»* Ореста Евлахова
  • 29 декабря 1960 — «Маскарад»** Льва Лапутина

Награды и премии

  • 1948 — Сталинская премия II степени, за постановку балета М. И. Чулаки «Мнимый жених»
  • 1950 — Сталинская премия II степени, за постановку балета М. И. Чулаки «Юность»

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ