Филарет (Дроздов): биография
Монастыри основанные по благословению митрополита
Митрополит Филарет любил монастырский уклад жизни и строгое уставное богослужение. За время управления Московской епархией с его благословения и при неустанном попечении были основаны несколько новых монастырей:
- Борисоглебский Аносин женский монастырь — в 1823 году;
- Троице-Одигитриева Зосимова женская пустынь — в 1826 году;
- Ново-Алексеевский женский монастырь — в 1837 году;
- Спасо-Бородинский женский монастырь — в 1839 году;
- Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь — в 1858 году;
- Спасо-Влахернский женский монастырь — в 1861 году;
- Всехсвятский женский единоверческий монастырь — в 1862 году;
- Никольский мужской единоверческий монастырь — в 1866 году.
И несколько новых монастырских скитов:
- Гефсиманский мужской скит Троице-Сергиевой лавры — в 1844 году;
- Черниговский мужской скит Троице-Сергиевой лавры — в 1851 году;
- Общежительная пустынь Святого Духа Утешителя (Параклита), скит Троице-Сергиевой лавры — в 1858 году;
- Боголюбская мужская киновия Троице-Сергиевой лавры — в 1859 году.
Последним с благословения и по ходатайству святителя Филарета к Императорскому величеству был организован и открыт Московский Никольский мужской единоверческий монастырь — первый в Московской епархии мужской единоверческий монастырь. Торжественное открытие состоялось 16 мая 1866 года, но сам святитель по болезни присутствовать на открытии не смог и послал своего викария Леонида епископа Дмитровского. Попечению об устройстве этого монастыря святитель посвятил последние месяцы своей жизни. Святитель прилагал немалые заботы об обращении старообрядцев из раскола к православию. В Москве при нём 7 июля 1856 года были запечатаны алтари старообрядческого Покровского собора. С благословения святителя Филарета в Московской епархии открыты три православных монастыря в местах расселения старообрядцев — это упомянутый Никольский мужской единоверческий монастырь, Всехсвятский женский единоверческий монастырь, и ещё ранее Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь, но в последнем несмотря на желание святителя так и не удалось ввести единоверческое правило и устав.
Русский перевод Священного Писания
Во время работы в Санкт-Петербургской Духовной академии им был начат труд всей его жизни, связанный с переводом на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
Филарет вступил в Российское Библейское общество сразу же по его основании и оставался его членом до конца, то есть до официального запрещения общества в 1826 году. С 1814 года — директор Общества; с 1816 года — вице-президент. Для Библейского общества он перевёл на русский язык Евангелие от Иоанна. Ему было поручено наблюдение над изданием первой славяно-русской билингвы Четвероевангелия (СПб., 1817). Он же написал предисловие к русскому переводу Псалтири, вышедшему в январе 1822 года, сделанному протоиереем Герасимом Павским в сотрудничестве с Филаретом. В 1822 году вышло «издание Нового Завета на славянском языке с переводом на употребительное Русское наречение»; в мае 1822 года он сообщал в Св. Синод: «Требования на оные душеспасительные книги столь много, что в три дня по отпечатании Нового Завета продано до 350 экземпляров и Псалтири 300 экземпляров. Сотоварищества и корреспонденты требуют их во множестве». В 1823 году вышло русское издание Нового Завета, — с предисловием Филарета, под которым подписались также митрополит Серафим (Глаголевский) и архиепископ Тверской Иона. Ему также принадлежат Таблицы чтений из Свящ. Писания, церковной и гражданской печати (СПб., 1819), предназначенные для учебных целей, а также «Хрістіанскій Катихизисъ Православныя Каолическія Греко-Россійскія Церкви», напечатанный в Санкт-Петербургской Синодальной типографии в мае 1823 года.
Столь деятельное участие Филарета в трудах Общества вооружило против него противников русского перевода Библии, в особенности архимандрита Фотия (Спасского) и митрополита Серафима (Глаголевского). На состоявшемся 26 февраля 1822 года 9-м генеральном собрании московского отделения общества (в зале университетского благородного пансиона) Филарет указывал: