Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Филоненко-Бородич, Михаил Митрофанович

Филоненко-Бородич, Михаил Митрофанович

Наука - Другое

04 июня 1885 - 30 мая 1962

советский учёный-механик, генерал-майор инженерно-технической службы, заслуженный деятель науки и техники РСФСР


Михаил Митрофанович Филоненко-Бородич (23 мая (4 июня) 1885 года, Глухов Черниговской губернии — 30 мая 1962 года, Москва) — советский учёный-механик, генерал-майор инженерно-технической службы, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1940).

Биография

Родился в городе Глухов Черниговской губернии в семье врача. Отец, Митрофан Васильевич, заведовал городской больницей. Мама — Мария Иосифовна (в девичестве — Лаговская) происходила из польской дворянской семьи, её отец также служил врачём на Украине. За участие в польском восстании 1863—1864 годов он был выслан в Сибирь и умер в Иркутске.

Михаил учился в Глуховской классической гимназии (1893—1903), на удивление плохо ему давалась математика. Однако пробудившийся в восьмом классе интерес к математическому анализу побудил его выбрать точные науки делом жизни. В гимназии учился вместе с будущим известным композитором Юрием Шапориным.

В 1909 году Михаил окончил физико-математический факультет Киевского императорского университета имени Св. Владимира, учился у Д. А. Граве, Г. К. Суслова, Г. В. Пфейффера, П. В. Воронца, дипломный проект «Классификация уникурсальных кривых третьего порядка» выполнил под руководством Б. Я. Букреева.

Дальнейшее образование продолжил в Высшем инженерном училище ведомства путей сообщения, как окончивший с отличием университет был принят туда без экзаменов. В эти годы в училище преподавали Д. Ф. Егоров, С. А. Чаплыгин, Л. Д. Проскуряков, А. А. Эйхенвальд, В. Л. Николаи.

В 1914 году окончил Московский институт инженеров путей сообщения (МИИТ). Трудовую деятельность начал в 1912 году с инженерной практики на железных дорогах — Владикавказской (1912—1913) и Московско-Курской (1913—1914), дипломный проект — здание для паровозов и вагоноремонтных мастерских станции Люблино с расценочной ведомостью строительных работ. Вплоть до 1930 года он продолжал работать в системе Народного комиссариата путей сообщения; в этот период он написал ряд работ, относящихся к механике движения поезда, к статистике и экономике транспорта. В работе «Математические основы теории амортизации», сыгравшей большую роль в инвентаризации имущества железных дорог страны, Филоненко-Бородич открыл важные зависимости общего характера в процессах восстановления массового имущества и оценки его износа.

В 1919 году начинается педагогическая деятельность М. М. Филоненко-Бородича: он становится профессором, заведующим кафедрой строительной механики в Московском политехническом институте. С 1930 года преподавал в МГУ, профессор, в 1937—1939 годах — заведующий кафедрой теории упругости механико-математического факультета МГУ. С 1932 года работал также в Военно-инженерной академии (с 1935 года имени В. В. Куйбышева). Генерал-майор инженерно-технической службы.

Похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Семья

Женa — Валентина Гавриловна Гортинская (1886—1968)

Известные адреса

Москва, Подколокольный переулок, 16/2

Научная деятельность

Основные направления исследований — теория упругости, строительная механика, сопротивление материалов.

Для решения классической задачи Ламе о равновесии прямоугольного параллелепипеда М. М. Филоненко-Бородич ввёл косинус-биномы — последовательность неортогональных функций, обладающих полнотой в интервале их определения и обращающихся в нуль вместе с первыми производными на границе интервала. При решении задач об упругом равновесии параллелепипеда в приближённом виде он разделил тензор напряжений на две составляющие, распространив этот метод на задачи термоупругого равновесия для случая цилиндрических координат.

Филоненко-Бородичем предложены модели упругого основания для расчёта балок и плит, сыгравшие большую роль в понимании механики явления и для многих практических приложений (особенно это относится к так называемой мембранной аналогии упругого основания, обобщающей известные модели Винклера и Вихарда).

Математик и инженер, М. М. Филоненко-Бородич много сил отдал решению практических задач строительства сооружений (например, расчёту основания Камышинской плотины и подпорной стенки шлюза Куйбышевской плотины, расчёту внутренней гидроизоляционной оболочки туннеля Московского метрополитена). Во время Великой Отечественной войны он решил важную для того времени задачу о прочности ледяного слоя под гусеничной нагрузкой.

Занимался также прикладными вопросами математической статистики.

Научные дискуссии

М. М. Филоненко-Бородич публично выступал против теории, предложенной инженером Н. В. Погоржельским в 1922 году для определения критической силы при продольном изгибе. На одном из собраний Погоржельский демонстрировал рейсшину, изгибавшуюся под давлением его руки, но не переходившую в состояние непрерывно возрастающей деформации. На это Филоненко-Бородич ответил, что давление груза не равнозначно давлению руки плюс психологии человека.

Научные труды

  • Филоненко-Бородич М. М. Курс сопротивления материалов. Ч. 1. — М.: Гостехиздат, 1955. — 644 с.
  • Филоненко-Бородич М. М. Теория упругости. — М.: Физматгиз, 1959. — 364 с.

Награды и звания

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1940)

орден Ленина,

орден Красного Знамени (1955),

орден Красной Звезды,

орден Знак Почёта,

а также медали.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ