Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Фокин, Михаил Михайлович

Фокин, Михаил Михайлович

Театр

23 апреля 1880 - 22 августа 1942

русский солист балета, русский и американский хореограф, считающийся основателем современного классического романтического балета


Михаил Михайлович Фокин (11 [23] апреля 1880, Санкт-Петербург — 22 августа 1942, Нью-Йорк) — русский солист балета, русский и американский хореограф, считающийся основателем современного классического романтического балета.

Биография

Детство

Михаил Фокин родился в купеческой семье. Его мать, Екатерина Андреевна, очень любила театр и сама в своё время мечтала о сцене, но сценическая жизнь у неё не сложилась, и всю свою страсть и любовь к театральному искусству она передала своим детям. Миша рос красивым, стройным и грациозным мальчиком, и вся семья считала, что балетная сцена будет лучшей участью для маленького Миши. Но глава семейства, купец Фокин, считал это занятие недостойным мужчины и запретил сыну заниматься танцем. В 1889 году мать Михаила втайне от главы семейства отвела сына на вступительные экзамены в Императорское театральное училише, куда его и зачислили. Отцу пришлось смириться.

Первое появление Миши Фокина на профессиональной сцене состоялось в 1890 году в балете «Спящая красавица», в 1892 году он был среди участников премьеры «Щелкунчика».

Обучался он у Павла Гердта, Платона Карсавина, Николая Легата. В училище большое внимание уделялось профессиональной подготовке и большую часть времени посвящали репетициям, остальные предметы считались второстепенными. Михаил Михайлович с первых лет делал успехи в обучении, что, в свою очередь, не мешало ему интересоваться рисованием и музыкой, освоив балалайку, скрипку, мандолину, домру и пианино. В музее Ленинградского хореографического училища сохранилось несколько живописных работ Фокина, выполненных в реалистической манере. Он принимал участие и в различных музыкальных кружках, в частности, играл на мандолине в неаполитанском оркестре Джинислао Париса и на домре в знаменитом в своё время Русском оркестре В. В. Андреева.

Мариинский театр

В 1898 году, по окончанию училища, Фокин был принят в балетную труппу Мариинского театра. Заняв положение солиста, он исполнял сольные партии в таких балетах Петипа, как «Спящая красавица», «Пахита», «Корсар» — однако, всё нараставшая неудовлетворённость в классическом танце заставляла его подумывать об уходе с театральной сцены ради рисования и музыки. Переломным оказался 1902 год, когда ему предложили стать учителем в женском балетном классе родного Театрального училища, где он смог начать реализовывать свои идеи. Это обстоятельство вернуло танцовщику желание продолжать балетную деятельность.

В 1904 году Фокин написал письмо в дирекцию Императорских театров, в котором были очерчены основные пути преобразования классического танца:

Вместо традиционного дуализма, балет должен гармонично объединить три важнейших элемента — музыку, декорации и пластическое искусство… танец должен поддаваться осмыслению. Движения тела не должны опускаться до банальной пластики… танец обязан отражать душу.

Письмо осталось без ответа, но это не мешало Фокину ставить свои сценические эксперименты — у него были мощные защитники Александр Бенуа и даже Мариус Петипа, чью художественную манеру он так настойчиво отрицал. Это, однако, не мешало ему относиться к Петипа с большим уважением.

В сентябре 1905 года Фокин женился на танцовщице Вере Антоновой, недавно закончившей школу — жена стала его верной соратницей.

Первым опытом Фокина в качестве хореографа стал балет «Ацис и Галатея» на музыку А. В. Кадлеца, поставленный на воспитанников училища. Премьера состоялась 20 апреля 1905 года. Фокин обратился к истории искусства и танца Древней Греции, и хотя спектакль был выдержан в обычной классической манере, он смог частично реализовать свои идеи. Спектакль был благосклонно принят художественной общественностью.

Следующей работой, закрепившей успех, стала постановка в 1906 году школьного спектакля «Сна в летнюю ночь» по Шекспиру. В зале присутствовали критики и художники из объединения «Мир искусства», и они по достоинству оценили яркую индивидуальность, вкус и стиль Фокина. В том же году артистами балета была предложена идея создания благотворительного спектакля — для вечера Фокин впервые создал постановку для труппы Мариинского театра. «Виноградная лоза» на музыку Антона Рубинштейна представляла собой традиционный дивертисмент — танцевальную сюиту характерных танцев. Петипа по поводу этой постановки написал Фокину одобрительное письмо.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ