Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Фольквин Теруанский

Фольквин Теруанский

Религия

епископ Теруана


Фольквин (фр. Folquin; умер 15 декабря 855, Эскельбек) — епископ Теруана (816/817—855). Святой, почитаемый Римско-католической церковью (день памяти — 14 декабря).

Биография

Происхождение

Фольквин происходил из побочной ветви династии Каролингов. Согласно житию святого, написанному во второй половине X века, его отцом был Иероним, внебрачный сын майордома Франкского государства Карла Мартелла, матерью — вестготка Эркенсинда. С детства предназначенный родителями для церковной жизни, Фольквин получил духовное образование, став, по словам жития, одним из лучших знатоков Священного писания своего времени.

Избрание епископом Теруана

Отказавшись от придворной карьеры, Фольквин удалился в один из монастырей, расположенных в окрестностях Теруана. Став здесь известным своей праведной жизнью, в конце 816 года он был избран духовенством и народом этого города в преемники скончавшегося епископа Гримбальда. Получив на это согласие императора Людовика I Благочестивого, в начале 817 года Фольквин был рукоположен в епископский сан. Вероятно, эту церемонию провёл архиепископ Реймса Эббон, глава митрополии, в которую входила Теруанская епархия.

Взойдя на епископскую кафедру, Фольквин все свои усилия направил на исправление церковной дисциплины, во многом забытой при его предшественниках, а также заботе о пастве, сильно страдавшей от начавшихся в это время набегов викингов. Житие святого описывает его как благотворителя простых людей и порицателя злоупотреблений знати, не любившего посещать королевский двор, но уважаемого многими придворными за своё благочестие.

Конфликт с Гуго Сен-Кантенским

В 839 году император Людовик Благочестивый поручил Фольквину урегулировать спор между монастырями Сен-Бертин и Сент-Омер, находившимися на территории Теруанской епархии. Ранее второй из них был дочерней обителью первого, но бертинский аббат Фредегиз в 820 году разделил эти два монастыря, в Сен-Бертине поселив монахов-бенедиктинцев, а в Сент-Омере — каноников. Преемник Фредегиза, императорский архиканцлер Гуго Сен-Кантенский, вновь попытался восстановить былое единство, но встретил в этом намерении упорное сопротивление братии Сент-Омера. Рассмотрев доводы обеих сторон, Фольквин принял компромиссное решение, сохранявшее независимость Сент-Омера, но дающее право аббатам Сен-Бертина на пользование частью имущества отделившегося монастыря.

Аббат Гуго не был доволен этим решением, считая, что потеря Сент-Омера сильно уменьшила влияние и богатство его обители. Чтобы компенсировать эту утрату, в 843 году он решил похитить и перевезти в один из подчинённых ему монастырей главную реликвию епархии — мощи святого Омера, хранившиеся в кафедральном храме Теруана. Собрав отряд воинов, якобы для помощи королю Карлу II Лысому, и заручившись поддержкой предателя, монаха Мавра, которому было поручено охранять реликвии, во время одного из отъездов Фольквина из города Гуго беспрепятственно вошёл в Теруан. Захватив святые мощи, он намеревался доставить их в Сен-Кантен, но 8 июня на берегу Лиса был настигнут ополчением теруанцев во главе с самим епископом. В произошедшем здесь бою победу одержало войско Фольквина. Гуго Сен-Кантенский бежал, а мощи святого Омера были торжественно возвращены в кафедральный собор.

Перенесение мощей

В 846 году епископ Фольквин, опасаясь возможного нападения на Теруан норманнов, укрыл наиболее ценные реликвии своей епархии: мощи святого Омера были спрятаны в склепе в церкви Нотр-Дам-де-Теруан, а мощи святых Бертина и Винока — под алтарём церкви Сен-Пьер.

Участие в церковных соборах

За время своего управления Теруанской епархией епископ Фольквин участвовал в работе нескольких церковных соборов. В августе 840 года на соборе в Ингельхайме он одобрил восстановление на кафедре Реймса архиепископа Эббона, а в 846 или в 847 году на Парижском соборе поставил свою подпись под актом о новом осуждении этого прелата. Фольквин в 849 году присутствовал на соборе в Кьерси, осудившем учение о предопределении Годескалька, а в 853 году — на Суассонском соборе, рассмотревшем вопросы о церковной дисциплине и взаимоотношениях королевской власти и церкви Франкского государства.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ