Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Хаит, Баймирза

Хаит, Баймирза

Политики

17 декабря 1917 - 31 октября 2006

узбекский и немецкий общественный и политический деятель, публицист, историк, востоковед, идеолог борьбы за свободу и независимость Единого Туркестана


Баймирза Хаит Махмудмирза оглы (узб. Boymirza Hayit Mahmudmirza o'g'li, англ. Baymirza Hayit; род. 17 декабря 1917 год; Наманган, Туркестанское генерал-губернаторство, Российская империя; умер 31 октября 2006 года; Кёльн, Германия) — узбекский и немецкий общественный и политический деятель, публицист, историк, востоковед, идеолог борьбы за свободу и независимость Единого Туркестана. Со второй мировой войны, во время которой сотрудничал с Третьим рейхом, и до своей смерти находился в вынужденной эмиграции в Германии.

Биография

Ранние годы

Баймирза Хаит родился 17 декабря 1917 года в Джаркургане Наманганской области Туркестанского генерал-губернаторства Российской империи, в узбекской семье.

Баймирза Хаит был одним из девяти детей и его воспитывала мать Рабия Хаит и отец Мирза Махмудмирзаоглы. В школьные годы у него появился интерес к литературе и искусству. Несмотря на тяжёлые 1930-е годы, в 1939 году он окончил исторический факультет Ташкентского Госуниверситета.

Военная деятельность

После окончания университета, том же году он был призван в ряды Красной армии в танковые войска и в качестве командира танка принял участие во Второй мировой войне во время Польского похода РККА. Позднее, Баймирза Хаит стал лейтенантом.

В 1941 году после нападения фашистской Германии на СССР, на 10-й день войны Баймирза попал в немецкий плен на территории Белоруссии.

По словам самого Хаита, из лагеря военнопленных его забрал Мустафа Шокай. В плену он был завербован против советского режима и позднее стал служить офицером в новообразованном Туркестанском легионе Вермахта.

Баймирза Хаит стал одним из лидеров Туркестанского легиона.

В частности, будучи в чине гауптштурмфюрера, он руководил наиболее важным военным отделом образованного сразу после смерти Мустафы Шокая в начале 1942 года, Национального комитета объединения Туркестана или НКОТ. В 1944 г. Баймирза Хаит был избиран заместителем председателя НКОТ.

Послевоенная деятельность

После окончания войны Хаиту удалось избежать преследования и он остался в Западной Германии, где окончил Мюнстерский университет и преподавал историю, востоковедение и исламскую науку в том же университете. С тех пор он начал глубокое исследование в области истории и литературы о своей исторической родине — Туркестане. В 1950 году он защитил свою диссертацию о Кокандской автономии и Алаш Орде и получил степень доктора философских наук. В том же году он женился на молодой немке враче по имени Рут из Кёльна. Позднее у них родились два сына и одна дочь: Эртай, Мирза и Дилбер.

С 1953 по 1960 Хаит занимался координацией действий туркестанских эмигрантских организаций в Турции, Египте, Саудовской Аравии, Иордании, Сирии, Пакистане и Индии. Однако, ему не удалось добиться больших успехов, и к 1960-м годам НКОТ и существовавшее с 1920-х гг. соперничающее пантюркистское Туркестанское национальное объединением зашли в тупик и фактически прекратили свою деятельность.

Кроме Мюнстерского университета, Баймирза Хаит преподавал в ряде университетах по всему миру. В частности, он работал ассистентом Лондонского университета, был преподавателем Гарвардского университета, университета Хеджитеппе в Анкаре, Стамбульского университета и в ещё одного стамбульского университета Мармара.

В результате, примерно с этого времени Хаит, как и остальные члены туркестанского движения, занимались почти исключительно культурной и научной деятельностью, связанной с противостоянием с СССР. В годы «холодной войны» Хаит становится радикальным представителем научного направления, известного как советология.

По своим взглядам и убеждения, Хаит не признавал деления на национальные республики, отстаивал идею Туркестана как общей родины всех «туркестанцев», в число которых он включал все народы постсоветской Центральной Азии и Синцзяня — то есть был «туркестанцем». Кроме пантюркизма, Хаиту была близка идея кардинальной несовместимости советского строя и мусульманства. Также Хаит был ярым сторонником и пропагандистом басмачества. Он считал басмачество всенародной борьбой за Туркестан, а также, что все годы Советской власти жители Туркестана подвергались угнетению и вплоть до распада СССР боролись за свою независимость. Однако, столь радикальные взгляды вызывали и вызывают сомнения объективных исследователей.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ