Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Хауснер, Ксения

Хауснер, Ксения

Живопись

известная австрийская художница и дизайнер по костюмам


Ксения Хауснер (нем. Xenia Hausner; род. 1951, Вена) — известная австрийская художница и дизайнер по костюмам. Участвовала в создании более чем ста театральных и оперных постановок; с 1990 года сосредоточилась на живописи. Является одним из редких художников, сумевших прочно закрепить традиционные реалистические методы живописи в современном искусстве.

Биография

Ксения Хауснер (Хоснер) родилась в Вене в 1951 году в семье художников: её отцом был австрийский художник Рудольф Хауснер, её сёстрами являются режиссёр Джессика Хауснер и художник по костюмам Таня Хауснер. С 1972 по 1976 год Ксения изучала театральный дизайн в венской Академии художеств и лондонской Королевской академии драматического искусства. С 1977 по 1992 год она участвовала в создании более чем ста театральных и оперных постановок в Бургтеатре (Вена), Ковент-Гарден (Лондоне), Театр де ла Монне (Брюссель) и других городах. С 1992 года, в 41 год, Хауснер начала работать исключительно как художник, то есть перешла от «прикладного» к «изящному» искусству. В том же году она переехала в Берлин. Хауснер участвовала в многочисленных выставках как в Австрии, так и за рубежом. По состоянию на 2017 год, Ксения Хауснер живёт и работает одновременно в двух городах: в Берлине и Вене.

Критика

Театральные и оперные постановки

Декорации, созданные Ксенией Хауснер, были преимущественно «коллажами», собранными из использованных материалов: она сама собирала их в сносимых домах и и мусорных свалках. По её собственным словам, она использовала это «сырьё», чтобы собрать театральное пространство таким образом, чтобы оно «ожило в столкновении между натуралистической ясностью и абстрактной интерпретацией». Постановки с её участием имели успех.

«Психологический драматизм» театра нашёл своё отражение и в последующих живописных работах К. Хауснер. В частности, к позирующим ей моделям Хауснер, по её собственному признанию, вынуждена относиться «как к театральным примадоннам».

Живопись

С 1990 года Ксения Хауснер начала постепенно концентрироваться на живописи. Её акриловые картины крупного формата, созданные на древесно-стружечных плитах, представляли собой преимущественно изображения человеческих фигур — в основном, женщин: одной, нередко двух, но не более четырёх. Фигуры изображались в натуральную величину и в ярком цветовом стиле («упивающимся чувственностью и убранством»), который критики считали смесью реализма (или новой вещественности с экспрессионистскими традициями. В творчестве Хауснер редко, но всё же встречались и натюрморты.

Хауснер являлась одним из редких «практиков», сумевших прочно закрепить традиционные реалистические методы живописи в современном искусстве. При этом её произведения стали популярны и на Востоке, в частности — в Китае и Гонконге: «объединение Востока и Запада» на «гигантских» полотнах Ксении выводило создаваемые ею миры «на международную арену», позволяло проникнуть через границы.

«Актёры» на портретах Хауснер как бы вступают в интенсивное взаимодействие со зрителем, и момент этого взаимодействия приобретает экзистенциальное значение. Несмотря на то, что подобранные художницей «роли» могли показаться странными, присутствие индивидуальности ощущалось зрителем очень сильно — даже подавляюще (англ. overwhelming).

Среди предшественников, повлиявших на творчество Хауснер, критики Виланд Шмид и Александр Боровский называли таких художников как Оскар Кокошка, Эгон Шиле, Макс Бекман, Отто Дикс и Кристиан Шад; сама же автор добавляла к ним Василия Кандинского. Авторы, более скептически настроенные по отношению к творчеству Хауснер, сравнивали её скорее с австрийским художником Гансом Макартом, также являвшимся дизайнером и художником по костюмам.

В работах Ксении Хауснер нашла своё отражение тема борьбы — одна из её персональный выставок называлась «Поле боя» (нем. Kampfzone, буквальный перевод — «Зона борьбы»). Это борьба «между художником и зрителем, любовниками, социальными классами, зрителями и моделями, а также — художника с самим собой». Причём «зона» этой борьбы могла находиться как внутри плоскости изображения (между персонажами), так и вне её (зритель-художник): зритель как бы вынужден был бороться с «опасностью заразиться» психологическим состоянием персонажа картины.

Большую роль в творчестве Хауснер занимала и тема эротики. Как заметил один из критиков, анализируя два автопортрета Ксении, на обоих она была изображена склонившейся над своим рабочим столом, но на первом (названном «До») она была одета, а на втором («После») уже нет — «живопись сама по себе является эротическим процессом» (англ. painting is an erotic process). При этом критик Боровский прослеживал связь телесности в творчестве Хауснер с «метафизикой»: он отмечал влияние на её работы традиций немецкого символизма и экспрессионизма, а также австрийского фантастического реализма 1970-х годов.

Обращали критики внимание и на мастерство работы с цветом, свойственное Хауснер: оттенок каждого кусочка кожи персонажа подобран так, что создаёт определённое «эмоциональное воздействие» (англ. emotional work). Стоит отметить, что сама Хауснер выражала недовольство тем, что её картины называли «театральными».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ