Лена Алексеевна Хейдиз (род. 2 октября 1959, Кемерово, СССР) — современная художница. Живёт и работает в Москве.
Биография
Родилась 2 октября 1959 года в городе Кемерово во время командировки отца, по её словам, во время полного солнечного затмения. В 1994 году в возрасте 35 лет приняла решение стать художником. До того Хейдиз работала переводчиком-синхронистом.
В 1995 году поехала творческую командировку в Кельн, где работала над графической серией черепов. Вернувшись в Москву продолжила серию черепных работ. На одной из таких работ художница написала афоризм из книги Так говорил Заратустра, так появилась первая картина из знаменитого одноимённого цикла.
В настоящее время Лена Хейдиз является единственным художником в мире, написавшим цикл визуальных метафор-картин, посвященных самому скандальному и противоречивому философу XIX столетия Фридриху Ницше. Репродукции этих картин неоднократно публиковались в различных книгах самого Ницше и о Ницше, изданных за рубежом и в России. В 2004 году издательство Института Философии Российской Академии Наук выпустило книгу Так говорил Заратустра на немецком и русском языках с 20 картинами из одноимённого цикла. В 2009 году Хейдиз прочитала лекцию на итальянском языке на философском факультете падуанского Университета «Ницше в России» в память об известном ученом, переводчике, историке философии и профессоре Падуанского Университета Франко Вольпи.. В 2012 году испанское философское общество Estudios Nietzsche выпустило в свет научную монографию в журнале Ateneo, целиком проиллюстрированную картинами Хейдиз.
Критик Александp Якимович сообщил, что Лена изучила немецкий язык ради работ Фридриха Ницше и владеет ещё несколькими языками. Автор живописно-графического цикла Так говорил Заратустра — визуальных метафор к книге Ницше, цикла Химеры «Ars chimaera», «Манифеста жанра Veritas»(1995), «Манифеста теографии и теометрии»(2003), «Манифеста матизма» (2005).
Участвовала в групповых и персональных выставках в России и за рубежом, в Первой Московской Биеннале современного искусства, во Второй Московской Биеннале современного искусства, в фестивале Арт Клязьма, Арт Москва 2005, в Московской Фотобиеннале 2006.
В 2009—2012 годах Хейдиз продолжает работать над циклом Химеры. В 2009 году появляется Химера Правопорядка, в 2012 — Химера Православия. Обе работы были приобретены известным коллекционером и меценатом Виктором Бондаренко.
Взгляды и арт-активизм
В 2012 году активно выступала в защиту арестованных участниц арт-группы Pussy Riot. 6 июля 2012 года начала голодовку в знак солидарности с соблюдающей голодовку Екатериной Самуцевич. Голодовка Лены длилась двадцать пять дней. Во время голодовки и до неё создала серию портретов участниц арт-группы Pussy Riot губной помадой Chanel.
В феврале 2013 года выступила в поддержку ЛГБТ-сообщества, назвав гомофобию «постыдным и отвратительным» явлением для современного общества.
3 марта 2015 года, на 5-й день после убийства Бориса Немцова Хейдиз объявила о начале бессрочного арт-марафона в память об убитом политике. Она пообещала рисовать портреты Немцова до дня, когда будут задержаны настоящие заказчики его убийства. За месяц арт-марафона художница создала более 80 его портретов, «Радио Свобода» опубликовала интервью Хейдиз, а на следующий день на месте убийства политика появились распечатки этих портретов, их принесли на мост поклонники Немцова.
Критика
В 2007 году в блоге Лены Хейдиз были опубликованы её работы «Welcome to Russia» и «Химера загадочной русской души» (показывалась также на Второй Московской биеннале современного искусства в 2007 году).
Работы вызвали возмущение у ряда лиц, инициировавших сбор подписей за привлечение художницы к уголовной ответственности за «совершение ею действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам национальности, совершенных публично или с использованием средств массовой информации» (статья 282, часть 1 УК РФ).