Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Худабашян, Карине Эммануиловна

Худабашян, Карине Эммануиловна

Литературоведы

07 июля 1929 - 17 ноября 2015

советский и армянский музыковед-теоретик, публицист, критик, кандидат искусствоведения


Карине Эммануиловна Худабашян (арм.  ; 7 июля 1929, Тбилиси — 17 ноября 2015, Ереван) — советский и армянский музыковед-теоретик, публицист, критик, кандидат искусствоведения. Заслуженный деятель искусств Республики Армения (2013), ведущий научный сотрудник Института искусств НАН РА. Член Союза композиторов и музыковедов Армении, Международного совета традиционной музыки при ЮНЕСКО. Супруга историка Гагика Саркисяна.

Биография

Происходит от дворянских родов Худабашевых, Ханаговых и нахиджеванских интеллигентов Едигаровых. Окончила Ереванскую консерваторию им. Комитаса, аспирантуру Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова. Ученица Г. Г. Тигранова, Х. С. Кушнарева и др. С 1960 года работала в Институте искусств НАН РА. С 1984 по 2005 год руководила отделом народной музыки Института искусств НАН РА.

Основной областью исследований Худабашян являлась армянская музыка — традиционная и композиторская. Труд Худабашян «Армянская музыка на пути от монодии к многоголосию» (Ереван, 1977) — первое монографическое исследование, посвященное раннему, одному из наиболее значимых в процессе формирования армянской композиторской школы докомитасовскому периоду (Х. Кара-Мурза, Н. Тигранян, М. Екмалян).

Худабашян также исследовала проблемы лада, проводила слогоритмический анализ музыкально-поэтических текстов народных песен, вскрывающий наиболее глубинные, архетипические структуры музыкального фольклора.

В сферу научных интересов Карине Худабашян входила также профессиональная музыка устной традиции Востока. С докладами на данную тему она выступала на научных конференциях в Ташкенте, Самарканде.

Среди других исследований — «Армяно-фригийские и армяно-хеттские связи в контексте музыкознания», «Музыкальные фрагменты эпоса "Давид Сасунский" как возможный источник выявления некоторых процессов ладообразования», «Жанровое определение оперы Тиграна Чухаджяна "Аршак II"» и т.д., которые собраны в книге «Армянская музыка в аспекте сравнительного музыкознания» (Ереван, 2011), которую Худабашян посвятила памяти своих учителей. Книга стала заметным явлением армянского музыкознания последних лет. В конце жизни она подготовила к изданию еще один объемистый труд — «О музыке и музыкантах».

Ей принадлежит множество публикаций различного характера: рецензии на концерты, оперные и балетные спектакли, ряд портретов выдающихся музыкантов-инструменталистов, певцов, композиторов, музыковедов. Именно К. Худабашян является автором первой аналитической статьи о музыке Авета Тертеряна.

Под ее руководством состоялось около 50 экспедиций по сбору народной музыки в Армении и за ее пределами, было записано более 2000 песенных и инструментальных образцов.

Важным событием стал выход в свет многотомной серии «Армянская традиционная музыка», основателем и главным редактором которой стала К. Худабашян (1986). В серии задействованы материалы фонотеки им. А. Кочаряна, охватывающей все области армянской традиционной музыки — крестьянские, городские, ашугские песни, народные варианты церковных песнопений, сольные и ансамблевые инструментальные наигрыши.

Печаталась также во всесоюзной прессе («Советская музыка» и др.).

Труды

  • «Григорий Егиазарян» (1966),
  • «Армянская музыка на пути от монодии к многоголосию» (1977),
  • «Армянская музыка в аспекте сравнительного музыкознания» (2011).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ