Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Черкес, Даниил Яковлевич: биография

В 1929 году Черкес снял в качестве режиссёра-постановщика и художника мультипликатора детский художественный фильм «Сенька Африканец» (или «Крокодил Крокодилович»). Сложность этого фильма заключалась в том, что в нём сочетались элементы игрового кино и рисованной мультипликации. В основу этого фильма положены произведения К. Чуковского, с которым Даниила Яковлевича связывали тёплые человеческие отношения.

В этот же период Черкес работает в жанре плакатной карикатуры. В 1933 году в Италии проходила Международная выставка современного плаката, которая была открыта в середине июня 1933 года в Милане, в помещении «Уффичио Модерно». На ней присутствовал и отдел советского плаката, на котором было экспонировано 13 произведений, в том числе и работа Черкеса.

Одновременно в его творчестве появляются графические работы. В 1929 году был исполнен карандашный «Портрет Пекелиса А. Б.», сотрудника «Межрабпомфильма». Рисунок отличается четким построением головы, пластической выразительностью.

Помимо художественного игрового и мультипликационного кино в 1930 году Даниил Черкес снимает свой документальный фильм с включениями мультипликации — «Всесоюзная кочегарка».

Возвращение к станковой живописи

В середине 1930-х годов Даниил Черкес уходит из кинематографа и мультипликации и начинает серьезно заниматься станковой живописью. Первой выставкой, где экспонировалась его пейзажная работа была выставка «Художники РСФСР за XV лет» (1917—1932). Затем он выставлялся почти ежегодно.

Искания

В 1933 году Черкес пишет целую серию акварелей, изображавших суровую красоту Коктебеля. По его словам, «для меня крымская степь никогда не была ни скучной, ни однообразной».

В живописи Черкес не сразу находит себя. В конце 1930-х годов Черкес начинает внимательно изучать пластику человеческого тела, работает над портретом. Он пишет и натюрморты, и пейзажи, но с 1939 года, с первой его поездки по каналу имени Москвы Черкес безгранично отдается своей страсти — изображению воды. Он неоднократно был на Чёрном, Азовском, Баренцевом, Белом и Балтийском морях. В своих картинах он сумел показать своеобразную красоту каждого из них.

Всю войну Даниил Яковлевич работает в «Окнах ТАСС» в Москве. В 1942 году вышел его плакат: «В новом году — к новым победам!». На выставке «Великая Отечественная война» были экспонированы картины «Здесь были немцы» и «Русский лес».

Черкес — маринист

Многочисленные поездки дают художнику богатый и многообразный материал. Черкес ходит на рыбацких баркасах по Азовскому, Чёрному и Балтийскому морям, на траулерах — по Баренцеву и Белому. Графические наброски иногда оказываются наброском для создания больших станковых пейзажей. Черкес много отдает сил композиционным поискам. Вот, что об этом говорит сам художник: «самым важным в композиции считаю ритм, который определяет всё — и тишину, и крайнюю взволнованность.» О значении этюда Даниил Черкес писал: «Этюд — это проникновение, изучение, анализ наблюдаемого, а картина — синтез наблюдений…»

В 1940-х годах основополагающим в развитии колорита художника были поиски тональных решений. Здесь прослеживается влияние на Черкеса морской голландский пейзаж. Позже цвет становится глубже, сильнее, звонче. «Стараюсь избавиться от многословия и болтливости, которыми страдал раньше», говорит художник.

В 1948—1949 годах Черкес едет на Балтийское море. Результатом этой поездки стали небольшие картины, в которых передается своеобразие морского пейзажа, рассказывающего о жизни рыбаков (картины «Балтийские рыбаки», «Пришли с моря»).

Зрелые годы

Учителями Черкеса были художники-реалисты С. Малютин, В. Яковлев, П. Корин и П. Кончаловский. Постоянное общение его с пейзажистом И. Остроуховым так же очень помогло становлению художника. К периоду 1950-х — началу 1960-х годов относятся наибольшие достижения в творчестве Черкеса. Зоркое видение природы помогают ему понять своеобразие пейзажа Крайнего Севера и знойного юга, Прибалтики и Азовского моря. Постоянно ища типическое в пейзаже, художник достигает большого разнообразия в своих работах. На Балтике его привлекает жизнь рыбачьих посёлков; на Севере он пишет белые ночи, в Керчи — солнечные пейзажи. Берега Чёрного моря художник наблюдает в разные времена года при различной погоде. Его привлекает то молочно-сизый туман, окутавший прибрежные скалы зимой, то яркая лазурь воды южного моря весной и летом".

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ