Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Чернова, Наталья Юрьевна

Чернова, Наталья Юрьевна

Музыка

День рождения 06 января 1937

российский балетовед, театральный критик, педагог, кандидат искусствоведения


Чернова, Наталья Юрьевна (6 января 1937, Москва — 1997, Москва) — российский балетовед, театральный критик, педагог, кандидат искусствоведения (1970).

Биография

Окончила театроведческий факультет ГИТИСа в 1960 году.

Научный сотрудник Театрального музея им. А. А. Бахрушина, затем — заведующая отделом музыкального театра журнала «Театр». Автор многочисленных публикаций о русском балетном романтизме, искусстве русских и советских балетмейстеров, а также об современных течениях в мировой хореографии, студийном движении, танцах на видеоэкране.

По её инициативе и при её непосредственном участии в 1984 году был издан сборник о выдающемся русском балетмейстере Касьяне Голейзовском. Также Наталья Юрьевна стала организатором первых в России видеофестивалей, посвящённых современному танцу.

С 1964 года научный (с 1989 — старший научный) сотрудник ВНИИ искусствознания (ныне Государственный институт искусствознания). В 1976—1980 годах преподавала историю балета в Московском хореографическом училище, с 1988 года — сценарную драматургию балета в ГИТИСе. Вела семинар балетных критиков при СТД, была членом жюри Всероссийского театрального фестиваля «Золотая Маска».

Библиография

Книги

  • Н.Ю. Чернова. От Гельцер до Улановой. — М: Искусство, 1979. — 240 с. — 25 000 экз.
  • Н.Ю. Чернова. Вступительная статья и составление // Касьян Голейзовский. Жизнь и творчество. — М: ВТО, 1984. — 570 с. — 15 000 экз.
  • Н.Ю. Чернова. О балете. — Варшава, 1986.
  • Н.Ю. Чернова. Советский балет. — Токио, 1987.

Избранные статьи

  • Чернова Н. Продолжение жизни // Театральная жизнь : журнал. — М., 1961. — № 23.
  • Чернова Н. От Владимирова до Владимирова // Смена : журнал. — М., 1968. — № 19.
  • Чернова Н. «Контрасты». — М..
  • Чернова Н. «На путях к трагедии». — М.: «Театр», 1973. — № 7.
  • Чернова Н. «Хосе Лимон и современный танец Америки». — М.: «Театр», 1974. — № 2.
  • Чернова Н. «Частное собрание Роберта Джоффри». — М.: «Театр», 1976. — № 1.
  • Чернова Н. Нина Владимировна Тимофеева // Книга-сборник «Мастера Большого театра». — М: Советский композитор, 1976. — С. 580—589. — 696 с. — 15 000 экз.
  • Чернова Н. Балет. 1927—1947 // Книга-сборник «Большой театр СССР». Выпуск II. — М: Советский композитор, 1976. — 471 с.
  • Чернова Н. Балет 1930—40-х // Книга-сборник «Советский балетный театр». — М: Искусство, 1976. — 376 с. — 20 000 экз.
  • Чернова Н. «Панорама танца». — М.: журнал «Театр», 1977. — № 6.
  • Чернова Н. Книга-сборник «Вопросы театра». — Статья: «На современном этапе». — М, 1977.
  • Чернова Н. Книга-сборник «Музыкальный современник». — Статья: «Путь "Спартака"». — М, 1977.
  • Чернова Н. «Ангара». — М.: «Волжская коммуна», 10 декабря 1977.
  • Чернова Н. «Здесь не одно воспоминанье ». — М.: журнал «Театр», 1978 =. — № 5.
  • Чернова Н. Книга-сборник «Музыка и телевидение». — Статья: «В поисках контактов». — М: Советский композитор, 1978. — 256 с. — 12 690 экз.
  • Чернова Н. Всесоюзная лаборатория балетмейстеров (Тбилиси, май 1978 года) // Музыка и хореография современного балета. — Л.: Музыка, 1979. — Т. 3. — С. 173—181. — 207 с.
  • Чернова Н. «Фокин». — М.: «Музыкальная жизнь», 1980. — № 6.
  • Чернова Н. «Людмила Семеняка — Леди Макбет». — «Советский артист», 3 апреля 1981.
  • Чернова Н. Книга-сборник «Театральная правда». — Статья: «Галина Уланова». — 1981.
  • Чернова Н. «Касьян Голейзовский». — М.: журнал «Музыкальная жизнь», 1982. — № 3.
  • Чернова Н. «Силуэты танца: Людмила Семеняка». — М.: «Музыкальная жизнь», 1982. — № 23.
  • Чернова Н. Книга-сборник «Советский музыкальный театр». — Статья: «О балетах больших и малых». — М, 1982.
  • Чернова Н. Книга-сборник «Алексей Ермолаев. Статьи, воспоминания». — Статья: «Неистовый талант». — М, 1982.
  • Чернова Н. «Ожившая музыка». — М.: «Правда», 1 декабря 1984.
  • Чернова Н. Книга-сборник «История театроведения народов СССР». — Статья: «Балет 1917—1941». — М: Наука, 1985.
  • Чернова Н. « балетной комиссии». — М.: журнал «Советский балет», 1987. — № 5.
  • Чернова Н. «Что такое хорошо...». — М.: газета «Советская культура», 24 октября 1987.
  • Чернова Н. Книга-сборник «Музыка и хореография современного балета». — Статья: «Большой театр и современная тема в 1940—1950-х». — Л, 1987.
  • Чернова Н. «В московском балете щепкинской поры». — М.: журнал «Советский балет», 1989. — № 1.
  • Чернова Н. «Праздник состоялся». — М.: журнал «Советский балет», 1990. — № 5.
  • Чернова Н. «История одного соперничества». — М.: журнал «Советский балет», 1991. — № 3.
  • Чернова Н. «Послушаем молодых критиков». — М.: журнал «Советский балет», 1991. — № 4.
  • Чернова Н. «Сумятица. Балетная молодежь: поколение, которого не будет». — М.: Литературная газета, 25 декабря 1991.
  • Чернова Н. «А если бы он уехал». — М.: «Балет», 1992. — № 2.
  • Чернова Н. «Век нынешний и век минувший». — М.: журнал «Театр», 1992. — № 3.
  • Чернова Н. «Хореограф на все времена». — М.: журнал «Балет», 1993. — № Спецвыпуск — Мариус Петипа.
  • Чернова Н. «Заметки «очевидца» о русском модерне и русском балете». — М.: журнал «Театр», 1993. — № 5.
  • Чернова Н. «Седьмой раз в Берне». — М.: журнал «Балет», 1994. — № 1.

Литература

Губайдулина Е. Наталья Юрьевна // журнал «Балет». 1997. № 6.

Цитаты

Рецензия на постановки спектаклей «Борис Годунов», «Порги и Бесс», «Ромео и Джульетта» и «Серенада» в газете «Правда»:

«Именно „Борис Годунов“ заставил задуматься о том, как необходимо современной оперной режиссуре искать суть мироощущения автора, из которого рождается его стиль, само зерно произведения, а отсюда и образы спектакля, их решение на сцене. Из народной драмы Мусоргского режиссёр изъял буйство и живость массовых сцен, заменил их статичной концертностью, снивелировал знаменитую, блистательно выписанную в опере толпу… Участие Лавровского в спектаклях как хореографа возродило интерес публики, и он получил возможность для осуществления собственных творческих замыслов — балетов „Ромео и Джульетта“ и „Порги и Бесс“. В одноактном балете „Ромео и Джульетта“ Лавровский нашёл новые режиссёрские решения внутри спектакля, новые способы раскрытия конфликта. Вопрос хореографической драматургии, режиссуры, также как и взаимоотношений с музыкальной основой, стал самым острым в работе балетмейстера. В свободной интерпретации известной оперы Гершвина „Порги и Бесс“, в интересом образном решении художника Мураза Мурваниндзе, много находок и удачных сцен, балетмейстер использовал основной приём рассказа о калеке Порги, любящем „негритянскую Кармен“ Бесс. За Бесс реальной стоит Бесс-мечта… Балет „Серенада“ П.Чайковского отмечена гением великого хореографа XX века Баланчина и знаменует творческое возвращение балетмейстера к себе на родину. Этот лирико-драматический балет, требующий проникновения в содержательный хореографический стиль, Александр Плисецкий перенёс на сцену с такой любовью, тщательностью и пониманием, что спектакль стал большим событием».

— Н. Ю. Чернова, кандидат искусствоведения

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ