Сергей Егорович (Георгиевич) Чернышёв (4 [16] октября 1881, Александровка, Коломенский уезд, Московская губерния — 26 апреля 1963, Москва) — русский и советский архитектор, градостроитель и преподаватель, главный архитектор Москвы в 1934—1941 годах, автор Генерального плана реконструкции Москвы (1935). 1-й секретарь Союза архитекторов СССР (1950—1955). Лауреат Сталинской премии 1-й степени (1949, за проект Главного здания МГУ).
Биография
Родился в 1881 году в деревне Александровке Коломенского уезда в семье крестьянина. Его отец был живописцем-самоучкой, занимавшимся иконописью. У Чернышёва рано проявился художественный талант и в 1893 году крестьянский сход постановил направить его на учёбу. В том же году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Сначала обучался в живописном классе у В. А. Серова, И. И. Левитана, К. А. Коровина и А. М. Васнецова, затем увлёкся зодчеством и был переведён в архитектурный класс. Закончил училище в 1901 году с серебряной медалью.
В том же году поступил в Высшее художественное училище Императорской Академии художеств, где учился в мастерской Л. Н. Бенуа. Закончил ИАХ в 1907 году со званием художника-архитектора. За выполнение дипломного проекта «Здание международного третьейского суда в Гааге» был послан в пенсионерскую поездку за границу; около года изучал памятники архитектуры в Италии и Греции. После возвращения в Россию начал работать в мастерской архитектора Н. Г. Лазарева, принял участие в проектировании 10-ти доходных домов, особняков и общественных зданий. В 1909 году вступил в Московское архитектурное общество.
Через некоторое время начал самостоятельную архитектурную практику. Известность ему принесла победа в 1915 году в конкурсе на здание для Литературно-художественного кружка в Москве. В 1916 году по его проекту были перестроены особняк Абрикосовых на Остоженке и подмосковная усадьба графа Разумовского Горенки. В Горенках Чернышёв заново создал во дворце «Золотой зал», украсил его росписью и отделал искусственным мрамором. Он же украсил садово-парковый фасад дворца 14-колонной лоджией и симметричной полукруглой колоннадой, которая соединяла с главным зданием угловые павильоны.
После октябрьской революции работал в строительном отделе Бюро Московского совета районных дум. В 1920-х годах по проектам Чернышёва в рамках плана монументальной пропаганды на ряде зданий Москвы были установлены доски ("Уважение к древности есть, несомненно, один из признаков истинного просвещения — на здании Исторического музея; «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» — на здании Центроархива; «Война родит героев» — на здании Реввоенсовета на Знаменке; в основном доски не сохранились). В начале 1920-х годов Чернышёв работал над планировкой Хамовнического района Москвы в рамках проекта «Новая Москва», под руководством А. В. Щусева и И. В. Жолтовского, входил в Президиум Архитектурной мастерской Моссовета. Проекты этого времени архитектор решал в стиле конструктивизма В 1923 году принимал участие в конкурсе на разработку ситуационного плана Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, затем под руководством И. В. Жолтовского участвовал в разработке генерального плана выставки и технических проектов выставочных павильонов (входной арки, «шестигранника», главного павильона, аудитории, павильонов машиностроения, полеводства, мелиорации, манежа). После завершения выставки работал в проектном бюро строительного общества «Стандарт», где занимался проектированием рабочего посёлка в Иваново-Вознесенске. В конце 1920-х годов работал в Энергострое, в начале 1930-х — в секторе планировки населённых мест института Гипрогор и Архитектурно-художественном совете Моссовета.
В 1934—1941 годах — главный архитектор Москвы, руководитель отдела планировки Архплана Моссовета. В 1935 году совместно с В. Н. Семёновым являлся одним из основных разработчиков Генерального плана реконструкции Москвы.