Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Чжан Бинлинь

Чжан Бинлинь

Философы

12 января 1869 - 14 июня 1936

китайский философ, филолог и просветитель, деятель революционного движения


Чжан Бинлинь (кит. трад. , пиньинь: Zhng Bngln, известен также под именем Чжан Тайянь (кит. трад. , пиньинь: Zhng Tiyn); 12 января 1869 — 14 июня 1936) — китайский философ, филолог и просветитель, деятель революционного движения. После Синьхайской революции, свергнувшей последнюю императорскую династию Цин, перешёл на консервативные позиции. Идеолог китайского национализма, составитель первой систематической этимологии китайских иероглифов, занимался исторической фонологией китайского языка, создатель фонетической стенографии, которая легла в основу чжуиня. Один из первых пропагандистов социологии в Китае.

Происхождение. Ранняя биография

Чжан Бинлинь родился в посёлке Цанцяньжэнь в 25 км от Ханчжоу, в семье, которая жила в этом селении 500 лет подряд. Прадед — Чжан Цзюнь — составил капитал в 1 миллион лянов и владел 1000 му земли. Будучи знатоком конфуцианской доктрины, он вложил деньги в образование и владел частной школой, а также основал школу для обучения детей клана Чжан, в котором насчитывалось более 300 человек. Дед — Чжан Цзянь — был страстным библиофилом и собрал более 5000 цзюаней редких сунских, юаньских и минских сочинений. На жизнь он зарабатывал медицинской практикой. Отец — Чжан Шусянь — посвятил себя чиновничьей карьере, но считался хорошим знатоком литературы, особенно поэзии. Во время Тайпинского восстания семья разорилась, к моменту рождения Бинлиня осталось только 100 му земли.

Бинлинь был третьим, младшим сыном, но выделялся способностями даже на фоне старших братьев, которые оба получили степень цзюйжэнь. С 9-летнего возраста его обучением занимался дед по материнской линии — Чжу Юцянь, который специально для этого переехал из Хайяня. Именно он привил внуку глубокий интерес к классической китайской филологии и истории. От деда же он узнал о Ван Фучжи и Гу Яньу — учёных-патриотах, боровшихся с маньчжурским завоеванием. С 13-летнего возраста образованием Бинлиня занялся отец, обучавший его стихосложению и искусству экзаменационных сочинений. В отрочестве он особенно полюбил архаический язык гувэнь, овладев им, он охладел к экзаменационным сочинениям; он много читал, руководствуясь списком, составленным отцом.

В 16 лет Чжан Бинлинь попытался сдать уездные экзамены, но внезапно у него начались головокружения, заканчивавшиеся обмороками, — болезнь, преследовавшая его всю жизнь. Отец запретил ему подготовку к экзаменам, и Бинлинь обратился к даосским трактатам Дао дэ цзин и Чжуан-цзы. К 17 годам, одолев большую часть классического канона, Чжан Бинлинь принял решение никогда не участвовать в государственных экзаменах.

Образование. Участие в реформаторском движении

Отец скончался, когда Бинлиню был 21 год. После этого он поступил в обучение к Юй Юэ (1821—1907) — редактору Академии Ханьлинь, который содержал частное училище-академию на берегу озера Сиху. В 1892 году, в возрасте 23 лет, Бинлинь по воле матери женился на госпоже Ван (её имени он никогда не упоминал в автобиографии и переписке). У супругов родилось трое дочерей, которым Бинлинь дал имена из редко употребляемых иероглифов Ли (кит. ), Чжо (кит. ) и Чжан (кит. ). В 1895 году умерла мать, а на следующий год, проведя в академии Юй Юэ семь лет, Бинлинь закончил обучение.

В 1890—1893 годах Чжан Бинлинь написал свою первую работу — «Комментарий к классическим книгам», в которой давал пояснения о произношении и значении иероглифов, составляющих древнейшие части конфуцианского канона. Всего за 7 лет обучения Бинлинь написал 4 объёмные работы, из которых опубликована была всего одна. На его метод комментирования огромное влияние оказали историко-филологические труды Кан Ювэя, о чём он писал в автобиографии. В 1895 году он вступил в Общество усиления государства, основанное Кан Ювэем, а в 1896 году Лян Цичао пригласил его сотрудничать в журнале «Современные задачи» (Ши у бао). Несмотря на неудовольствие учителя, Чжан Бинлинь переехал с семьёй в Шанхай. Однако найти общего языка с последователями Кан Ювэя он так и не смог: интерпретация древнего канона не была научной, а, кроме того, лидер реформаторов никогда не был для него авторитетом. Конфликты между Лян Цичао, Май Мэнхуа и Чжан Бинлинем в буквальном смысле доходили до драк. В 1897 году Чжан Бинлинь вернулся в Ханчжоу, возмущённый самообожествлением Кан Ювэя, а также его лояльностью к маньчжурской власти; на жизнь он зарабатывал писанием статей сразу для трёх периодических изданий. В политическом отношении он испытал разочарование в конфуцианстве и стал переходить на позиции легизма.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ