Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Чэн Хао

Чэн Хао

Философы

Хао


Чэн Хао (кит. трад. , упр. . Чэн Бочунь, Чэн Миндао, Миндао сяньшэн — господин Миндао). (1032, Лоян — 1085). Философ, педагог, один из основоположников неоконфуцианской школы ли сюэ («учение о принципе»).

Биография

В молодости со своим младшим братом Чэн И (1033—1107) учился у Чжоу Дуньи (1017—1073). Прошёл через увлечение даосизмом и буддизмом школы хуаянь.

В 1057 г. получил высшую учёную степень цзиньши. Служил в провинции и в столице, состоял в свите наследника престола. Выступил против реформ Ван Аньши (1021—1086), был отстранён от должности, более десяти лет преподавал в Лояне.

Работы

Основные сочинения — «Дин син шу» («Письма об утверждении природы»), обращённое к другому основоположнику ли сюэ — Чжан Цзаю (1020—1078), «Ши жэнь пянь» («Очерк о познании человечности»). Сочинения Чэн Хао объединены в сборник «Миндао сяньшэн цзи» («Записки господина Миндао»). Произведения Чэн Хао и Чэн И объединены в сборники «И шу» («Унаследованные книги»), «Эр Чэн цюань шу» («Полное собрание книг братьев Чэн»).

Основные ученики

Согласно конфуцианской традиции, основные ученики братьев Чэн - это Люй Далинь, Ю Цзо, Ян Ши и Се Лянцзо.

Философия

Главная посылка философии Чэн Хао — сущностное единство человека и мироздания. Человеческую «природу» (син ) он определил через понятие Дао: «Дао и есть природа. Искать природу за пределами дао, как и искать дао за пределами природы, было бы неверно» («И шу», цз. 1). Дао у него максимально сближено с «небесным принципом» (тянь ли ), лежащим в основе всего сущего. «Сердце/сознание» (синь ) человека содержит в себе все «принципы», благодаря чему и становится возможным познание сферы «надформенного» (син эр шан ).

Используя традиционную дихотомию «сути» («сущности», «субстанции» — ти ) и «применения/ проявления» («функции» — юн ), Чэн Хао «сутью» «деяний вышнего Неба» (шан тянь чжи цзай — фраза из «Ши цзина», «Ода Вэнь-вану») объявил космические перемены «принципом» этих деяний — дао, а их «применением/проявлением» — «дух»-шэнь , что в общих чертах соответствует космологии Чжоу Дуньи. Сферы феноменального и дофеноменального проницают друг друга, и поэтому вещи могут рассматриваться как дао (коль скоро они в нём содержатся), а дао — как вещи (поскольку оно в них действует через «дух»). Таким образом, высказывание Мэн-цзы: «тьма вещей находится во мне» в интерпретации Чэн Хао может быть истолковано и как подтверждение наличия всех «принципов» в «сердце/сознании» человека. Энергию ци Чэн Хао относил именно к сфере феноменального («подформенного»). Так как «сутью» сферы дофеноменального являются «перемены» (предполагающие чередование дуальных космических сил инь ян), любое явление или вещь обладает своей парой.

Чэн Хао отверг монистическую концепцию своего современника, другого основоположника ли сюэ — Чжан Цзая, согласно которой энергия не нуждается в каком-либо внешнем по отношению к ней для порождения мира сущего («ци не может не собираться, образуя тьму вещей»). По мнению Чэн Хао, она является неверной, поскольку Чжан Цзай говорит лишь о мире сущего, забывая о «принципах», которые определяют существование вещей через соединение с ци («И шу», цз. 11). Истинное познание доступно лишь «совершенной мудрости» (шэн ), которая потенциально содержится в каждом человеке. Субъект познания во время осуществления условий, необходимых для истинного познания, называется «учащимся» (сюэ чжэ ), после их осуществления — «совершенномудрым». Для осуществления процесса познания необходимо быть свободным от желаний (юй ). Чэн Хао считал необходимым для субъекта познания не ставить преграды между ним и миром сущего, отказаться от деления на «это» и «то». Предмет познания — «принцип», определяющий бытие каждой вещи, задача познания — постичь «принцип» и «исчерпать» («полностью реализовать» — цзинь) свою природу. Поскольку природа человека и Поднебесной едина, познание внешнего мира сливается с самопознанием. Установка, необходимая для осуществления самопознания, появляется в результате обретения «человечности» («гуманности» — жэнь ).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ