Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шаповалов, Иосиф Миронович

Шаповалов, Иосиф Миронович

Полковники
Годы жизни:

День рождения 24 октября 1904

командир 4-го мостового железнодорожного полка, подполковник, Герой Социалистического Труда


Иосиф Миронович Шаповалов (24 октября 1904 — 1978) — командир 4-го мостового железнодорожного полка, подполковник, Герой Социалистического Труда.

Биография

Родился 24 октября 1904 года в городе Казатин в семье железнодорожника. Окончил три класса казатинской школы. С детства помогал отцу на водокачке, в шестнадцать лет стал учеником курсов по подготовке слесарей в депо Казатин. Работал помощником слесаря среднего ремонта локомотивов депо Киев-1, там же в мае 1924 года стал поездным кочегаром паровоза.

Работая в депо, он постоянно пополнял знания, окончив в 1924 году два курса вечерней школы в Киеве, одновременно осваивал работу механика. С августа 1925 года Иосиф Миронович — помощник машиниста пассажирского локомотива. Через три года ему доверили управление паровозом в своём депо. Он окончил рабфак и в 1932 году — мостовой факультет Киевского политехнического института. Поработал прорабом по устройству плотины через реку Ташлык у станции Помошная, затем заместителем начальника службы пути станции Белокоровичи.

В ноябре 1933 года был призван в Красную Армию. Был направлен на одногодичные курсы подготовки командного состава в 13-й корпусной артиллерийский полк Уральского военного округа. Здесь учли его специальность мостовика и перевели в 6-й железнодорожный полк в Киевском Особом военном округе, где он служил старшим техником штаба. В 1934 году вступил в ВКП(б)/КПСС. С января 1939 года - помощник командира мостового батальона Учебно-опытного железнодорожного полка. В конце 1939 года во время войны с Финляндией он уже старший инженер западного участка строительства железнодорожной линии Петрозаводск — Суоярви на Северо-Западном фронте. В прифронтовой полосе через непроходимые леса, громадные валуны, карельские болота. Линия была построена в короткий срок, и по ней пошли бронепоезда.

Великую Отечественную войну капитан Шаповалов встретил на посту командира 7-го отдельного мостового железнодорожного батальона. Приходилось вести только заградительные работы на Северо-Западном и Волховском фронтах. С начала контрнаступления войск Западного, Юго-Западного и Калининского фронтов под Москвой военным железнодорожникам пришлось уже восстанавливать железные дороги на освобождённой территории. Зимой 1941—1942 годов мостовики Шаповалова в короткий срок восстановили двухпутный мостовой переход через Волгу, где из шести пролётов было разрушено три и имелись значительные повреждения опор. Мост начал пропускать воинские эшелоны раньше срока. Быстрое восстановление моста через Волгу способствовало обеспечению наступавших войск пополнением, боеприпасами и всем необходимым. Командир батальона был награждён орденом Красной Звезды.

В марте 1942 года был назначен командиром 4-го мостового железнодорожного полка. От моста к мосту накапливался опыт восстановительных работ. В январе 1943 года полк майора Шаповалова был переброшен на Воронежский фронт. Требовалось срочно восстанавливать мосты в полосе наступления, чтобы обеспечить подвоз боеприпасов и освобождавшихся из под Сталинграда частей Донского фронта.

Первым объектом стал через реку Дон у города Лиски, через который шла прямая линия Поворино — Валуйки, по которой нужно было срочно перебросить освобождавшиеся под Сталинградом войска. При восстановлении мостов чаще всего затруднения в работе вызывались возведением опор. Под руководством майора Шаповалова и военного инженера 3-го ранга Шитникова во фронтовых условиях была выполнена работа по созданию проекта оригинальных рамно-блочных опор. Этот метод и был применён при возрождении моста через Дон, а затем широко использовался в других частях железнодорожных войск. Ранее Шаповалов разработал конструкцию деревянной фермы некрупных мостов, как правило, из местных материалов, даже поковки в значительной мере заготовлялись из трофейного металла. Сам изобретатель, командир поддерживал творческие поиски умельцев своего полка.

Двухпутный мост от Лисок на Ростов был разрушен полностью, а на Валуйки из 12 пролётных строений целыми остались пять, уцелели многие промежуточные опоры. Ремонт, усиление и перекатка пролётных строений - это самые ответственные и сложные операции, здесь нужно было уцелевшие трехсоттонные пролётные строения переставить на место взорванных, передвинуть на десятки метров вдоль и поперёк оси моста. При сильном морозе отказал компрессор, отказали также и гидродомкраты. Умельцы полка изменили конструкцию клапанов у насосов, изменения состава горючего и трофейные копры вновь заработали. В результате Лискинский мост был восстановлен досрочно.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ