Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шарун, Ганс Бернхард

Шарун, Ганс Бернхард

Архитектура

День рождения 20 сентября 1893

немецкий архитектор, один из ведущих представителей органической архитектуры


Бернхард Ганс Генри Шарун (нем. Bernhard Hans Henry Scharoun; 20 сентября 1893, Бремен — 25 ноября 1972, Берлин) — немецкий архитектор, один из ведущих представителей органической архитектуры.

Биография

1893—1924 годы

Окончив школу, в 1912—1914 годах Шарун изучал архитектуру в Высшей технической школе Берлина (в то время Высшей королевской технической школе в Шарлоттенбурге), но так никогда и не окончил его. Его интерес к архитектуре проявился ещё в школьные годы: в 16 лет он создал свои первые проекты, в 18 лет он впервые принял участие в архитектурном конкурсе на новую церковь в Бремерхафене. В 1915 году Шарун был призван в армию, но на фронт не попал, а работал на восстановлении разрушенной Восточной Пруссии. Там же после Первой мировой войны, в Инстербурге, он основал собственное архитектурное бюро, реализовал несколько своих проектов и организовывал художественные выставки, в том числе первую в Восточной Пруссии выставку экспрессионистской художественной группы «Мост». Сохранился жилой комплекс "Пёстрый ряд", единственная его работа на территории России.

1925—1932 годы

В 1925 году Шарун получил профессуру в Государственной академии художеств и ремёсел в Бреслау, где преподавал вплоть до её закрытия в 1932 году. Ещё в 1919 году Шарун вошёл в круг архитекторов-экспрессионистов «Стеклянная цепь» под руководством Бруно Таута. В 1926 году он вступил в архитектурное объединение «Кольцо» (нем. Der Ring). В 1927 году Шарун построил жилой дом в штутгартском выставочном посёлке Вайсенхоф, а в конце 20-х годах построил микрорайон Сименсштадт в Берлине. Исходя из теории Хуго Херинга о «новой архитектуре», Ганс Шарун представлял архитектурное направление, провозгласившее освобождение от формального «рационализма» заранее известных простых геометрических форм и схем. Его приоритетом было создание особого функционального характера архитектурного сооружения, в котором центральную роль играет оформление социального жилого пространства. Принцип организации жилых помещений, использованный в проекте общежития для холостых (Бреслау, 1929 год), напоминает использованные советским архитектором Гинзбургом в проекте московского дома Наркомфина многоярусные жилые ячейки.

1933—1945 годы

К моменту прихода к власти нацистов Шарун уже считался чрезвычайно успешным и известным зодчим («Дом Шминке» в саксонском Лёбау (1933)). В отличие от многих друзей и коллег по «Стеклянной цепи» и «Кольцу», уехавших в эмиграцию, он остался в Германии; последующее десятилетие он строил виллы для узкого круга знакомых, родственников и сочувствующих. Внешне его работы в это время соответствовали всем действовавшим в те времена предписаниям почвеннического характера, а внутренняя планировка оставалась типичной для Шаруна. Во время войны Шарун участвовал в устранении разрушений от авианалётов. Свои архитектурные идеи и взгляды Шарун тайком фиксировал на многочисленных акварельных рисунках. Создавая в своём воображении эти архитектурные сооружения, он готовил себя к новому этапу своего творчества после национал-социализма.

1946—1972 годы

После Второй мировой войны Ганс Шарун был назначен союзнической администрацией советником по градостроительству и руководителем отдела магистратуры по строительству и жилью. На выставке «Берлин проектирует — первый отчёт», проходившей в залах ещё не снесённого берлинского Городского дворца (Шарун выступал за его спасение), его "проектный коллектив" представил свои идеи по восстановлению Берлина в новом духе "городского ландшафта". Но идеи не были восприняты, и первые выборы магистрата лишили Шаруна его поста.

В 1946 году Шарун стал профессором кафедры градостроительства архитектурного факультета созданного на базе Высшей технической школы Технического университета Берлина.

В послевоенное время Шарун строит много и разнообразно: комплекс высотных домов «Ромео» и «Джульетта» в Штутгарте (1954—1959), гимназию имени Шоллей в Люнене (1956-62), знаменитое здание Берлинской филармонии (1956—1963) и другие. Берлинская филармония, считающаяся одним из самых ярких архитектурных объектов этого рода, была первым концертным залом нового времени, где оркестр и дирижёр располагаются посреди, а не напротив слушателей. Зал копируют до сих пор (Лос-Анджелес, Копенгаген, Париж, Гамбург). Он считается шедевром в творчестве Ганса Шаруна.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ