Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шиманов, Геннадий Михайлович

Шиманов, Геннадий Михайлович

Литературоведы

10 июля 1937 - 24 мая 2013

российский православный мыслитель, публицист и общественный деятель, один из идеологов русского национального возрождения


Геннадий Михайлович Шиманов (10 июля 1937, село Идрица, Калининская область — 24 мая 2013, Москва) — российский православный мыслитель, публицист и общественный деятель, один из идеологов русского национального возрождения. Автор нескольких десятков статей, собранных в две книги, распространявшиеся в Самиздате. Многие тексты и письма Шиманова долгое время хранились в архиве Кестон-Колледжа и опубликованы в России лишь после 1991 года.

Биография

Родился в крестьянской семье в селе Идрица (ныне — Тверской области).

В 14-летнем возрасте знакомится со стихами Есенина, которые изменяют его отношение к жизни. Утрачивает интерес к предметам, изучаемым в школе. Постепенно в нём растет понимание того, что стремление к успеху в жизни и обычный путь образования уводят от постижения смысла жизни. В 1955, перед выпускными экзаменами, бросает школу и вербуется на лесоповал в Сибирь.

В дальнейшем служит в армии и после демобилизации работает в Москве на работах «дающих минимум средств для жизни и максимум свободного времени для чтения, раздумий и разговоров с близкими по духу людьми». В этот период Шиманов знакомится с творчеством Ф. М. Достоевского и русской религиозной философией, что определяет его дальнейшие взгляды.

В начале 1960-х годов Шиманов осознает себя православным христианином. Занимается перепечаткой и распространением в Самиздате христианской литературы, а также пришет собственные статьи на тему религии. В период 1960-х — начала 1970-x годов им написано множество статей, основными темами которых являются защита христианства, а также размышления на историко-философские темы и поиски пути развития общества, который позволил бы преодолеть переживаемый Россией духовный кризис. В это время Шиманов имеет антисоветские убеждения, связанные в первую очередь с антирелигиозной политикой властей в СССР, так как считает православие той главной основой, на которой должно существовать здоровое общество. В этот период вокруг Шиманова формируется неформальная группа, в основном состоящая из людей, сочувствено относящихся к христианству и разделяющих его взгляды.

В результате этой деятельности по требованию КГБ Шиманова помещают в психиатрическую больницу, где убеждают отказаться от пропаганды своих взглядов. Эти события описаны им в «Записках из красного дома» (1969 год), которые были опубликованы на Западе (на нескольких языках) и транслировались оттуда по радио в СССР.

К периоду конца 1960-х — начала 1970-x годов относится тесное сотрудничество Шиманова с В. Н. Осиповым, священником Дмитрием Дудко и другими идеологами и сторонниками русского национального возрождения. Он принимает активное участие в издании машинописного журнала «Вече». Как вспоминает об этом сам Шиманов:

В настоящее время трудно представить себе, чем было «Вече» для его тогдашних читателей. Уже одни только слухи о том, что где-то в Москве издаётся самиздатский русский журнал, действовали на сознание возбуждающе. Журнал передавали из рук в руки, иногда на несколько дней, иногда только на ночь. Он будоражил умы, привыкшие к господству опостылевшей марксистской мякины и уже приучаемые к тому, что добрую идейную пищу надо искать на процветающем либеральном Западе. Журнал открывал читателям нечто невероятное, о чём было нельзя прочитать даже в самом фантастическом романе: возможность и праведность русской мысли, озабоченной состоянием и судьбою Русского Народа.

В 1970-е годы происходит дальнейшая эволюция взглядов Шиманова: постепенно он приходит к убеждению, что либеральная демократия и принципы западного правосознания (которые он положительно оценивал в более ранний период своей деятельности — см., например, статью «Площадь Пушкина») ещё более вредны для русского народа, чем социализм, построенный на марксистско-ленинской основе, и придаёт всё большее значение русским национальным ценностям. Продолжая эту линию рассуждений, Шиманов заключает, что поскольку советская власть является исторической реальностью, ей нельзя сопротивляться, а нужно использовать для религиозно-национального возрождения:

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ