Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шнейцхоффер, Жан-Мадлен

Шнейцхоффер, Жан-Мадлен

Музыка

13 октября 1785 - 14 октября 1852

спектакля, ставшего настоящим символом романтического балета


Жан-Мадлен Шнейцхоффер (13 октября 1785, Тулуза — 14 (либо 4) октября 1852, Париж) — композитор эпохи романтизма, сыгравший заметную роль в истории балетного театра. Автор шести балетных партитур, он в первую очередь известен как композитор «Сильфиды» — спектакля, ставшего настоящим символом романтического балета.

Биография

Жан-Мадлен был сыном гобоиста, игравшего в оркестре парижской Оперы и преподававшего в Консерватории (фр. Conservatoire de musique); судя по фамилии, его отец был выходцем из Германии.

Шнейцхоффер был студентом той же парижской Консерватории музыки, где обучался у профессора Шарля Кателя. Обладая редкой музыкальностью он, по свидетельству художника-декоратора Шарля Сешана, «играл почти на всех инструментах и был одарённейшим пианистом». В 1803 году Шнейцхоффер выиграл II приз среди пианистов.

Композитор Фроманталь Галеви утверждал, что Шнейцхофферу для того, чтобы занять среди мастеров место, достойное его таланта, следовало обладать менее беспечным характером, большей последовательностью в мыслях, меньшим отвращением к работе и, пожалуй, более удобопроизносимым именем. Действительно, фамилия композитора была столь трудна для произношения, что в Опере немецкое «Шнейцхоффер» превратилось во французское «Шенесерф», а сам Жан-Мадлен в шутку писал на своих визитных карточках в скобках вслед за фамилией: «Читайте, Бертран».

Жан-Мадлен пришёл в театр в 1815 году и поначалу занимал должность литавриста в оркестре, которая через какое-то время перестала его устраивать. Так как дирижёр Франсуа Хабенек, ценя безупречный слух и практическое знание инструментовки своего оркестранта, не отпускал его, Шнейцхоффер решил уволиться весьма оригинальным способом:

Как-то во время грациозного pas de deux он вдруг заставил раскатисто грохотать литавры, две-три минуты ошеломлял Хабенека, танцовщиков и зрителей, после чего несколько раз подбросил и с ловкостью жонглёра поймал свои палочки и вышел из оркестра.

— Charles Schan. Souvenirs d'un homme de thtre. Paris, 1883.

После такой эскапады Шнейцхоффер был уволен из оркестра, однако вскоре вернулся в театр и с 1822 года служил уже в качестве аккомпаниатора и второго хормейстера.

Начиная с 1818 года, когда состоялась премьера его первого балета, «Прозерпина», Жан-Мадлен начал сочинять музыку для разных балетмейстеров, работавших в Опере, среди которых были Пьер Гардель, Альбер, Андре-Жан-Жак Деге, Жан-Батист Блаш, Анатоль, Филиппо Тальони и Жан Коралли.

В ту эпоху балетмейстеры ставили спектакли на собранную музыку, чаще всего скомпонованную из популярных и хорошо известных публике оперных фрагментов и песенных мелодий. Шнейцхоффер стал первым, кто попытался изменить существующую практику, за что подвергался немалой критике начиная с самого первого своего сочинения — балета «Прозерпина», премьера которого состоялась 18 февраля 1818 года:

Музыка принадлежит молодому человеку, который, судя по увертюре и некоторым мотивам балета, заслуживает поощрения. Но я твёрдо верю (а опыт поддерживает моё мнение), что умело подобранные к ситуациям мотивы всегда лучше служат намерениям хореографа и яснее раскрывают его замысел, нежели музыка почти полностью новая, которая, вместо того чтобы пояснять пантомиму, сама ждёт пояснений.

— Кастиль-Блаз, Journal des dbats, 20 февраля 1818.

Несмотря на нападки критиков, вслед за Шнейцхоффером от традиции создания балетных партитур, собранных из музыкальных фрагментов на мотивы других (чаще всего оперных) известных произведений, начали отходить и другие композиторы — Фердинан Герольд, Фроманталь Галеви, и, в первую очередь — Венцель фон Галленберг с его балетом «Альфред Великий» (1820). Таким образом, они постепенно оттеснили от создания балетных партитур ремесленников-составителей коллажей из популярных опер и, тем самым, открыли путь для творчества таких композиторов, как Адольф Адан, Лео Делиб, а затем — и Пётр Чайковский.

Шнейцхоффер дорожил своей репутацией самостоятельного автора и при создании партитур всегда — за исключением создания балета «Сильфида» совместно с Филиппо Тальони в 1832 году — работал отдельно от хореографа.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ