Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шнирельман, Виктор Александрович

Шнирельман, Виктор Александрович

Археологи

День рождения 18 мая 1949

советский и российский археолог, этнолог и антрополог, автор ряда изданий этно-политологической тематики


Виктор Александрович Шнирельман (18 мая 1949 года, Москва) — советский и российский археолог, этнолог и антрополог, автор ряда изданий этно-политологической тематики. Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.

На 2013 год, наряду с Валерием Тишковым, наиболее цитируемый исследователь по тематике «межэтнические отношения» по индексу РИНЦ.

Биография

Окончил исторический факультет МГУ в 1971 году (по кафедре археологии).

В 1972—1975 годах — старший научно-технический сотрудник Хорезмской экспедиции Института этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН). С 1975 года работает в отделе первобытной истории того же института.

В 1977 году защитил в Институте этнографии кандидатскую диссертацию «Происхождение скотоводства». В 1990 году там же защитил докторскую диссертацию «Возникновение производящего хозяйства: первичные и вторичные очаги».

С 1990-х годов также преподаёт в ряде учебных заведений Москвы, включая Российский государственный гуманитарный университет, где в 1997—1999 годах был профессором. В период с 1993 по 1996 год участвовал в работе различных международных научных центров. Член Европейской Академии (1998). В 2013 году вошёл в состав Экспертного совета ВАК РФ по истории.

Опубликовал более 450 работ, в том числе более 30 монографий по археологии (в том числе по лингвоархеологии), истории первобытного общества, социокультурной антропологии, современной этнополитике. В последнее время специализируется в изучении «истории образов истории» этнонационалистических идеологий в России и СНГ, этничности и социальной памяти, идеологии национализма и межэтнических конфликтов.

Награждён медалью H. И. Вавилова за вклад в развитие учения об очагах становления земледелия. Лауреат премии Егора Гайдара за 2012 год в номинации: «За выдающийся вклад в области истории»

Критика

«Войны памяти»

«Войны памяти» подробно рассматривает процесс, как этнические группы в Закавказье прилагают значительные усилия, чтобы переосмыслить и переписать собственную историю, для доказательств своей автохтонности и создания этногенетического мифа. Шнирельман исследует мифы различных групп: армян, азербайджанцев, грузин, осетин и абхазов, и демонстрирует, как эти мифы часто сталкиваются друг с другом, конкурируют за описание одних и тех же событий и укрепляют их претензии на соответствующей территории. Подобные столкновения приводят к переписыванию истории все дальше и дальше в прошлое.

Аспирант Владимир Рувинский и профессор Масатсуи Мацуо полагают, что «Войны памяти» показывают столкновения этнополитических мифов, и как эти мифы отражают политические императивы этнических групп. При этом рецензентами не ставилась целью оценка беспристрастности или точности автора при описании процессов создания этих мифов. Книгу можно критиковать за то, что она не формулирует теорию, объясняющую возникновение этнополитических мифов, однако она является «драгоценной сокровищницей» (treasure house of precious raw materials) исходного материала для исследователей по этническим вопросам. Специалист по кавказским языкам Дж. Хьюитт находит книгу «The Value of the Past: Myths, Identity and Politics in Transcaucasia» (в русском переиздании «Войны памяти») убедительной и информативной, но в то же время и тревожной, которая показывает, что история может быть опасным занятием. В центре внимания работы Шнирельмана находятся три войны: между Азербайджаном и Арменией по поводу Нагорного Карабаха, между грузинами и осетинами за Южную Осетиею, а также между грузинами и абхазами за Абхазию, и интерпретация истории национальными историографиями, для претензий на соответствующую территорию. С точки зрения Хьюитта, армянские и абхазские аргументы выглядят более убедительно, южно-осетинский вопрос менее ясен. Однако лингвистический момент должен быть добавлен к существующему взгляду Шнирельмана на историю. Согласно Хьюиту, осетинский язык, являясь индоевропейским, принадлежит к скифскому и аланскому — его предполагаемым предкам.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ