Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шпаковский, Александр Ильич

Шпаковский, Александр Ильич

Полковники

20 августа 1823 - 25 июня 1881

полковник, изобретатель различных приборов и машин


Александр Ильич Шпаковский (1823—1881) — полковник, изобретатель различных приборов и машин.

Биография

Шпаковский родился 20 августа 1823 г., ум. 25 июня 1881 г. в Петербурге. Происходил из дворян Смоленской губернии, образование получил в Новгородской гимназии и в январе 1840 г. поступил на службу в Перновский гренадерский полк.

В 1842 г. был переведен прапорщиком в гренадерский эрцгерцога Франца-Карла полк, а в следующем году — в Астраханский карабинерный. В мае 1847 г. он был прикомандирован к Павловскому кадетскому корпусу, в феврале 1851 г. утвержден репетитором по физике в корпусе, а в октябре 1854 г. назначен преподавателем того же предмета.

По упразднении Павловского кадетского корпуса 31 октября 1863 г. переведен в 1 военное Павловское училище штатным преподавателем по физике. 27 марта 1866 г. произведен, за отличие по службе, в подполковники с зачислением по армейской пехоте и с оставлением при училище. 15 октября 1867 г. переведен в 12 гренадерский Астраханский полк, а 20 апреля 1869 г. произведен в полковники, с оставлением при училище.

В январе 1870 г. вышел в отставку, а в октябре того же года определен на службу по министерству Внутренних Дел, с откомандированием для занятий в строительное отделение С.-Петербургского городского правления по механической части. Шпаковский был известен, как один из замечательнейших деятелей по развитию различных отраслей техники в России. Не будучи специалистом-техником, а лишь самоучкой, он пользовался, однако, в 60-х и 70-х годах большой известностью, благодаря своим многочисленным изобретениям, находившим нередко обширное применение не только в России, но и за границей.

Его деятельность, в качестве изобретателя, началась со времени назначения его преподавателем физики в кадетском корпусе. В 50-х г. он устроил остроумный регулятор для дуговых электрических фонарей, введенный с августа 1856 г. в Москве. Описание этого регулятора напечатано в статье Le Roux: «Regulator fr das elektrische Licht von prof. Spakowski in St.-Petersburg» («Dingler’s polytechnisches Journal», т. CLXVI, стр. 24—26; «Bulletin de la Socit d’Encouragement», 1862, май, стр. 270). Ещё большее применение получил изобретённый им аппарат для производства ночных сигналов во флоте. В конце 1865 г. прибор этот был передан морским министерством для испытания в морской учёный комитет и сигнальную комиссию по всем вопросам сигналопроизводства. После целого ряда самых тщательных опытов прибор Шпаковского был признан отличным, и морское министерство распорядилось снабдить этими приборами всю броненосную эскадру и суда, отправлявшиеся за границу (1866 г.). Не довольствуясь этим успехом, Шпаковский решил отправить своё изобретение на суд английского флота, и получил полное одобрение.

Работая над своим сигнальным фонарем, Шпаковский в 1866 г. напал на мысль воспользоваться пульверизацией для применения её к паровым котлам с жидким топливом, главные удобства которых — лёгкость, отсутствие трубы и искр и быстрота разводки паров, делали его особенно полезным всюду, где имели значение сбережение пространства, выигрыш в весе прибора и уменьшение помещения для топлива. На пульверизация горючей жидкости основана была также изобретённая им лампа, в которой скипидар разбивался в пыль механическим способом.

В 1867 г. Шпаковский построил новую паровую пожарную машину, для которой он применил пульверизационную топку. Машина отличалась чрезвычайной лёгкостью, простой устройства и быстротой изготовления паров. Получив заказ от министерства Внутренних Дел на изготовление 6 подобных машин и обещание заказать ему ещё 60 штук, Шпаковский устроил фабрику паровых пожарных машин в Петербурге, но вследствие перехода пожарного дела в ведение города заказ этот не состоялся, отчего Шпаковский потерпел большие убытки.

В том же 1867 г. Шпаковский представил Вольному Экономическому обществу паровую пожарную лодку с изобретённым им паровым котлом с пульверизацией. 26 сентября того же года он производил весьма удачные опыты на Неве с этой лодкой. Тогда же он произвел ряд исследований, по поручению одной из Каспийских пароходных компаний, относительно выгодности применения нефти для топки больших пароходных котлов. Затем, в 1870 г., он занялся химической обработкой каменного угля, произвел ряд исследований над получением жидких углеводородистых соединений из угля, устроил аппарат для добывания светильного газа из угольного масла, а также особую печь непрерывного действия для сухой перегонки каменного угля.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ