Карл-Фридрих Георг Шпиттелер (нем. Carl Friedrich Georg Spitteler) известен под псевдонимом Карл-Феликс Тандем (нем. Carl Felix Tandem) (24 апреля, 1845, Листаль – 29 декабря, 1924, Люцерн) — швейцарский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1919 года «за несравненный эпос „Олимпийская весна“».
Развивая классический стиль и идеалистическое направление в немецкоязычной литературе, предложил оригинальный вариант эпического повествования, имевшего в видоизмененных вариантах продолжение и в литературе XX века.
Его творчество было отмечено критиками, а также Фридрихом Ницше, рекомендовавшим его на должность редактора мюнхенского журнала «Кунстварт» («Художественное обозрение»).
Биография
Родился в Листале, неподалёку от Базеля в семье правительственного чиновника. В 1849 году в связи с назначением отца казначеем Швейцарской Конфедерации семья переехала в Берн, а Карл остался жить у тёти в Базеле и поступил в местную гимназию, получив по отдельным предметам подготовку на университетском уровне.
С детства увлекался музыкой и рисованием. В гимназии под влиянием филолога В. Вакернагеля и историка Якоба Буркхардта у него развился интерес к эпической поэзии, к творчеству поэта эпохи Возрождения Лудовико Ариосто.
По настоянию отца в 1863 году поступил в Цюрихский университет на факультет права. С 1863 по 1870 изучал теологию в Цюрихе, Гейдельберге и Базеле.
После окончания обучения ради возможности заниматься литературой отказался от предложения стать пастором и в 1871 уехал в Петербург, где прожил 8 лет, работая домашним учителем в семье русского генерала. Изредка он посещал Финляндию. За это время написал поэму «Прометей и Эпиметей» ("Prometheus und Epimetheus", 1881).
В 1879 возвратился в Швейцарию. На собственные средства издает свою поэму "Прометей" под псевдонимом Карл Феликс Тандем, но она не принесла ему успеха. Таким образом, он начинает понимать, что литературная деятельность не сможет дать ему средств к существованию. В 1881 занял место учителя в Нойвевилле (кантон Берн), где через два года женился на своей ученице Мари дер Хофф. Работал журналистом в газетах Базеля и Цюриха. Продолжает заниматься литературной деятельностью.
В 1892 году, когда жена писателя получила наследство семья переехала в Люцерн, где Шпиттелер смог полностью посвятить себя литературе.
В 1887 г. Ницше рекомендовал его на должность редактора мюнхенского журнала «Кунстварт». С 1900 года, когда вышла поэма "Олимпийская весна" к Шпиттелеру пришла популярность. Тем не менее он живет уединенной жизнью избегая высказывания на политические темы. Все же в 1914 году Шпиттелер высказался против союзничества с Германией в пользу нейтралитета Швейцарии. За это он лишился поддержки со стороны про-германски настроенных людей, которые его поддерживали, но тем не менее получил в 1916 медаль Общества франкоязычных писателей.
На 75 году жизни получил нобелевскую премию по литературе, но сам не мог её получить так как был болен. Премию получил за него посол Швейцарии в Швеции.
В 1924 году писатель умер в Люцерне. Ромен Роллан высоко ценил творчество Карла Шпиттелера, который написал некролог после его смерти, сравнивая его с творчеством Гомера и Гете.
Творчество
Первые опыты в стихосложении относятся ко времени обучения в гимназии в Базеле.
Свою первую эпическую поэму, написанную ритмизированной прозой, Прометей и Эпиметей (Prometheus und Epimetheus) – аллегорию, содержащую параллели с конфликтами и противоречиями современной общественной жизни - написал в Петербурге в 1881.
В период работы журналистом в газетах Базеля и Цюриха написал:
- поэму, написанную белым стихом, О сверхъестественном (Extramundana,1883);
- сборники стихов Бабочки (Schmetterlinge, 1889);
- Литературные притчи (Litterarische Gleichnisse, 1892);
- прозаические произведения Маленький Фред из клана Колдери (Friedli der Kolderi, 1891) и Густав (Gustav, 1892).
В Люцерне были написаны:
- Баллады (Balladen, 1896);
- Ущелье Сен-Готард (Der Gotthard, 1897);
- повесть Лейтенант Конрад (Conrad der Leutnant, 1898);
- сборник критических эссе Забавные истины (Lachende Wahrheiten, 1898).