Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шульц, Гавриил Александрович

Шульц, Гавриил Александрович

Скульптура

скульптор, мастер станковой и декоративно-монументальной скульптуры, педагог, искусствовед, художник, Заслуженный художник РСФСР


Гавриил Александрович Шульц (26 февраля 1903, село Красное Костромской губернии — 2 января 1984, Москва) — скульптор, мастер станковой и декоративно-монументальной скульптуры, педагог, искусствовед, художник, Заслуженный художник РСФСР.

Биография

Отец — губернский пробирер Александр Иванович Шульц (1870—1935), пантеист и большой знаток фауны, что, несомненно, сказалось на мировоззрении художника — начинал он как анималист (брат скульптора, Олег, был ихтиологом); мать Ядвига Фридриховна Грюнберг — шведка. Детство скульптора прошло в Белоруссии и на Украине, до 1941 года он жил и работал в Ленинграде, а после Великой Отечественной войны, до конца своих дней — в Москве. Единокровный брат Г. А. Шульца — французский художник Л. А. Шульц.

  • 1917 — окончил гимназию.
  • 1917—1923 — работал культоргом Уземотдела, рабочим Сахарного завода (Бердичев).
  • 1923—1924 — учился в Одессе в ИЗО-институте.
  • 1924—1927 — ВХУТЕМАС—ВХУТЕИН, руководители Л. В. Шервуд, В. В. Лишев и А. Т. Матвеев.
  • 1928 — служил в армии.
  • 1929—1931 — преподавал в художественном техникуме (Витебск).
  • 1931—1932 — преподавал на скульптурном факультете Института пролетарских изобразительных искусств, 1932—1933 — на архитектурном факультете.
  • 1934 — преподавал на курсах повышения квалификации в Институте живописи, скульптуры и архитектуры, 1935 — там же, в подготовительных классах
  • 1932—1936 — учился в аспирантуре Института живописи, скульптуры и архитектуры (руководитель — А. Т. Матвеев), которую закончил со званием доцента.
  • 1936—1941 — преподавал на скульптурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры.
  • 1939 — кандидат искусствоведения.
  • 1941 — 6 июля вступил в Ленинградское народное ополчение.
  • 1942 — 8 августа контужен.
  • 1943 — эвакуирован с детьми художников в Сибирь.
  • 1941—1948 — преподавал в Московском государственном художественном институте (1947, 1948 — Академии художеств).
  • 1950—1984 — преподавал на скульптурном факультете Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского), с 1952 — доцент, с 1958 — профессор, заведующий Кафедрой архитектурно-декоративной пластики.

Творчество

Считая А. Т. Матвеева основным своим учителем, Г. А. Шульц (лучший его ученик — по мнению И. Э. Грабаря) через то в определённой степени своим творчеством осуществлял преемственность пластической традиции школы Паоло Трубецкого.

Были у нас другие отличные педагоги: Шервуд, Лишев. Но для меня учителем был один: Матвеев. Гавриил Шульц

Монументальная скульптура

Памятники А. С. Пушкину

Г. А. Шульц автор двух памятников А. С. Пушкину: в Ростове на Дону (1959, архитектор М. Минкус) и в Петрозаводске (1966, архитекторы Ю. Ю. Карма, И. И. Аксентьев, В. И. Антохин). Вообще к пушкинской теме скульптор возвращался на протяжении всей свой творческой жизни. В контексте настоящей темы любопытен такой факт: ещё в 1911 году во время обсуждения обращения комиссии великого князя К. К. Романова к городским властям по поводу места для постройки Музея (Дома) поэта и возведения памятника ему, дед скульптора, гласный Санкт-Петербургской городской думы И. А. Шульц высказал мысль об установке памятника А. С. Пушкину у дома на Мойке, что, однако, произошло только через 39 лет.

Памятник Петру I

В соавторстве со скульптором Н. П. Гавриловым им проведена авторизованная реконструкция памятника Петру I в Воронеже (1956; с 1947 — Н. П. Гаврилов, с 1955 — с Г. А. Шульцем) — воссоздание монумента, установленного в 1860 году на общественные пожертвования (фигура вывезена фашистами в 1942 году). В распоряжении художников были лишь небольшие открытки. С включением Г. А. Шульца в работу над реконструкцией монумента, наконец была найдена правильная композиция фигуры и в кратчайший срок новое произведение закончено — памятник обрёл нынешнее своё обличье. Скульпторы изменили масштаб фигуры по отношению к пьедесталу (став несущественно меньше, она, тем не менее, приобрела пропорциональность ему), — и только некоторые детали: на новом памятнике полы камзола словно разметает ветер, исправлен некоторый «анахронизм» первоначального варианта — Петра изобразили не зрелым монархом (каким он представал в первой версии памятника), а таким, каким он приезжал в Воронеж в период строительства Азовского флота зимой 1694—1695 годов.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ