Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шустерман, Ричард: биография

По мнению Шустермана и Дьюи, восточные медитативные практики восстанавливают такое восприятие действительности, при котором человек воспринимается зависящим от существующего в обществе морального порядка. Шустерман также подчёркивает, что даже если, как утверждает Рорти, критические положения Уилфрида Селларса относительно мифа доказывают невозможность интеграции недискурсивного соматического (телесного) опыта в эпистемологию, это не исключает, что подобный опыт может быть успешно представлен в философии как таковой, поскольку противоположная точка зрения приведёт к конфликту философии с одной из её дисциплин, а именно теорией сознания. И тот факт, что мы с трудом можем представить применение неопосредованного соматического опыта в какой-либо форме в философии, не доказывает его невозможность, а говорит лишь о том, что наше понимание философии находится под давлением идеалистической парадигмы, естественно враждебной телу как таковому. Желание изменить подобное положение дел является причиной, по которой Шустерман разрабатывает философскую дисциплину, обращённую к самому телу и телесным переживаниям: Сомаэстетику.

Сомаэстетика

«Сомаэстетика» - термин, придуманный Шустерманом для обозначения новой философской дисциплины, изобретённой для решения следующих проблем философии:

  • Согласно Шустерману растущая озабоченность нашей культуры телом пока не нашла достойного ответа в рамках философии, которая пренебрегает телесным, однозначно конституируя или сводя его к родовым и расовым различиям, при этом не имея желания или возможности противостоять негативному влиянию современного помешательства на теле (например, тенденции, согласно которой «современные эстетические идеалы тела находятся в рабстве ничтожных и угнетающих стереотипов, которые больше направлены на увеличение прибыли косметических компаний, чем на обогащение нашего опыта различными прекрасными телами.»
  • Несмотря на относительное изобилие гуманистических дисциплин, посвящённых телу, всем им присуща нехватка

-концептуальных рамок, которые позволили бы им объединить свои усилия и сделали бы возможным взаимодействие с естественными науками и различными телесными практиками;

-«отчётливая прагматическая ориентация позволит перевести отдельные разработки в дисциплину усовершенствованных телесных практик»

  • Философская эстетика уделяет очень мало внимание телу в результате «умышленного пренебрежения телом в основополагающем тексте современной эстетики Баумгартена, бездействие также подкреплено последующими идеалистическими теориями (от Канта через Гегеля и Шопенгауэра до современных теорий, в которые постулируют лишь безразличное созерцание тела)»

Перечисленные условия определили характер сомаэстетики в качестве междисциплинарного проекта на стыке теории и практики, уходящего своим основанием в философскую эстетику, которая может быть определена как:

критическое, мелиоративное изучение опыта и использования тела в качестве центра сенсорно-эстетического восприятия (эстетика) и творческой самореализации […], посвящённое [также] познанию, дискурсу и дисциплинам, которые придают стройность такой заботе о теле и могут усовершенствовать её

— R.Shusterman, “Somaesthetics and Care of the Self: The Case of Foucault”, Monist, 83, 2000, p. 532-533.

Для прояснения терминологических вопросов, следует отметить, что Шустерман намеренно использовал термин ‘сома’ (вместо более распространённого ‘тело’) в названии своей дисциплины, чтобы подчеркнуть одну важную особенность его концепции телесности. Для Шустермана, который в этом смысле является настоящим учеником Дьюи, такие измерения человека как телесное и психическое (также как культурное и биологическое) онтологически нераздельны друг от друга, и для обозначения этого единства (это «научное восприятие дуализма тела и разума») он предпочитает использовать термин ‘сома’, который в отличие от ‘тела’ не может означать пассивную плоть, противопоставленную динамичным душе и разуму.

Несмотря на то, что на первый взгляд проект Шустермана кажется новаторским и даже идущим вразрез с традицией, её различные элементы, что признаёт и сам Шустерман, можно найти во многих уважаемых традициях: не только античной древнегреческой философии и наследующей её западной философии ( Мишель Монтень, Джон Дьюи, М. Фуко), но и восточно-азиатской мудрости такой как конфуцианство. Сомаэстетика подразделяется на три основные ветви:

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ