Игорь Валентинович Агеев (род. 1958) — российский кинодраматург, сценарист, актёр.
Биография
Родился в семье служащих. Отец работал в милиции. Ещё во время учёбы в школе был приглашён в театральный кружок.
Образование
В 1979 г. окончил актёрское отделение факультета драматического искусства ЛГИТМиК (в настоящее время — РГИСИ) (мастерская З. Я. Корогодского).
Член Союза кинематографистов с 1986 года.
В 1987 г. окончил сценарное отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров (мастерская В. Черных).
Работа в театре
По окончании ЛГИТМиК с 1979 по 1984 годы работал актёром в Театре юного зрителя им. Брянцева. На протяжении нескольких лет играл в классических спектаклях ТЮЗа:
- П. Ершов. «Конёк-горбунок» — роль среднего брата Данилы.
- А. Пушкин. «Сказки Пушкина», Сказка о Попе и работнике его Балде, роль Балды.
- А. Корнейчук «Гибель эскадры» — роль мичмана Кнориса.
- Б. Брехт «Мамаша Кураж и её дети» — роль старшего сына Эйлифа.
- «Профессия Айзека Азимова», инсценировка романа А. Азимова, автор Игнатий Дворецкий — роль Джимми.
- «Нетерпение», инсценировка одноимённого романа Юрия Трифонова, — роль Николая Кибальчича.
- «Баллада о славном Бильбо Беггинсе», инсценировка Толкиена, автор Яков Гордин — роль молодого царя Гоблинов.
- «Бэмби», инсценировка романа Ф. Зальтена — роль взрослого Бэмби.
- В. Тендряков. «Ночь после выпуска» — роль Игоря.
- Б. Голлер. «Вокруг площади» — роль Павла Бестужева.
- Ю. Поляков. «Работа над ошибками» — прототип автора Ю. Полякова, роль Андрея Петрушова.
Работа актёром в кино
- 1985 — Подвиг Одессы
- 1988 — Продление рода
- 1989 — Камышовый рай
- 1990 — Город
- 1990 — Ловкач и Хиппоза
- 1990 — Палач
- 2000 — Агент национальной безопасности (2 сезон, серия "Цейтнот")
- 2001 — По имени Барон
Работа в качестве кинодраматурга
Первый успешный сценарий был написан в качестве дипломной работы на Высших курсах сценаристов и режиссёров. О работе заговорили, как о произведении «молодого перспективного сценариста». На протяжении многих лет Игорь Агеев работал со многими студиями страны и мира: Ленфильм, Туркменским центром кино и телевидения для детей и юношества «Нусай», австрийскими, американскими, украинскими киностудиями. Основной темой Игоря Агеева как драматурга, по его собственным словам, является «оправдание грешника». Критики отмечают, что в его фильмах прослеживается судьба маленького человека. «Игорю Агееву интересен современный быт на грани „нормы“ и нарушения её правовых, морально-этических, сексуальных и т. д. конвенций. Жанровые ходы используются им не столько для завлекательности сюжета, сколько для разработки неразрешимого противоречия между общим и частным. Его герой (всегда индивидуалист) терпит поражение в конфликте с „хорошими“ или „плохими“, но в любом случае устоявшимися структурами общества (школьный класс, организованная преступность). Любовный треугольник между учительницей, трудным подростком и юной спортсменкой-карьеристкой; импровизированный концлагерь для бомжей; „честное“ жульничество грабителя награбленного — полноценные и вовремя сформулированные сценарные идеи» — пишет об Игоре Агееве Михаил Трофименков в «Новейшей истории отечественного кино».
Преподавание в СПбГИКиТ
В 1999 году по приглашению Э. А. Розовского начал преподавать кинодраматургию в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в качестве второго преподавателя вместе с В. Вардунасом. В 2013 году в рамках Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения набрал курс кинодраматургии. С 2014 года — профессор кафедры драматургии и киноведения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.
Фильмография
Первый сценарий с рабочим названием «Неспортивная история» был дипломной работой, которую поставил режиссёр И. Фридберг под названием Куколка.