Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Эдельсон, Аполлон Николаевич

Эдельсон, Аполлон Николаевич

Архитектура

Николаевич Эдельсон – рижский и лифляндский архитектор, проектировщик, церковный зодчий


Аполлон Николаевич Эдельсон (1827, Рязань – 2 февраля 1896 года, Рига) – рижский и лифляндский архитектор, проектировщик, церковный зодчий.

Рождение, семья

Аполлон Эдельсон родился в Рязани в семье эконома Рязанской гимназии Николая Ивановича Эдельсона, этнического немца, который, однако, по воспоминаниям современников, совершенно не владел немецким языком. Семью отличали высокие культурные и интеллектуальные традиции, а также любовь к современной и классической русской литературе. В частности, старший брат Аполлона Евгений Николаевич Эдельсон водил дружбу с известными русскими литераторами его времени. Долгие годы он работал литературным критиком и обозревателем в таких печатных изданиях, как «Московские ведомости» и «Всемирный труд», для которых он, будучи тонким стилистом, переводил поэтические произведения и прозу с иностранных языков на русский. К тому же Евгений Эдельсон занимался издательской деятельностью и вместе с драматургом А. Н. Островским принимал активное участие в деятельности интеллектуально-просветительского кружка «Молодой москвитянин».

Начало творчества

Будущий архитектор Аполлон Эдельсон закончил Санкт-Петербургский институт гражданский инженеров, после чего в поисках трудоустройства, по-видимому, прошёл строительную практику за пределами Российской империи. В целом ранний этап его творческой биографии мало исследован. Доподлинно неизвестно, в каких иностранных городах Эдельсон проходил стажировку. Известно, что некоторое время он проживал в Митаве, где стал помощником начальника Курляндской дорожно-строительной управы. По всей видимости, именно здесь молодой архитектор женился на Маргарите Тотлебен, кузине военачальника и инженера Эдуарда Ивановича Тотлебена. Из Митавы он со своей семьёй позже прибыл в Ригу, вероятно, на постоянное место жительства.

Работы

В Риге началась его архитектурная карьера, правда, на начальном этапе не все его архитектурные произведения воспринимались критиками однозначно. Например, Аполлону Эдельсону поручили спроектировать каменную колокольню для православной деревянной церкви Александра Невского, которая возвышается на Александровском бульваре в центре Риги (ныне улица Бривибас). Эдельсон принял решение осуществить проект в лучших традициях московского сакрального зодчества XVII столетия, но в то же время органично адаптировать стиль «нарышкинского необарокко» к уже существовавшему церковному зданию, спроектированному после Отечественной войны. Проект подвергся критике со стороны чиновников Главного управления путей сообщения и публичных зданий Лифляндской губерний. Он был переделан, однако исторически постройка колокольни ассоциируется с именем Эдельсона.

Через некоторое время 18 ноября 1858 года он был назначен на должность главного архитектора Рижской епархии. На протяжении примерно тридцати лет по его проектам были построены доходные дома, преимущественно образцы светской архитектуры в эклектическом стиле. В частности, им были построены дома по адресу Аусекля, 16 и Аристида Бриана, 12, Дзирнаву, 18 и Бривибас, 80. Оттенок торжественности придают им классические черты, в частности, гармоничное распределение пилястр и полуколонн, однако манера неоклассицизма, к которой обращался Эдельсон, не была «перегружена» орнаментальными деталями, а отличалась гармоничной простотой и элегантной ритмичностью, что избавляло от ощущения излишней помпезности. На Театральном бульваре им были спроектированы корпуса ремесленной школы, в которых впоследствии возникла существующая и в наши дни гостиница «Метрополь», одна из самых передовых и фешенебельных в Риге, где в межвоенный период останавливался Фёдор Иванович Шаляпин.

В 1889 году Эдельсон приступает к разработке проекта строительства православного Преображенского храма на территории Саркандаугавы, крупного мануфактурно-промышленного пригорода, где проживало довольно много русских православных рабочих, например, известного завода «Проводник». Поскольку бюджет строительства был совсем небольшим, Эдельсон решил спроектировать церковное строение из дерева. Храм напоминает старинные православные церкви XVIII столетия; он органично приспособлен к естественному ландшафту, гармонично вписывается в растительное окружение; у входа расположена изящная ступенчатая колокольня. В начале XX столетия было принято решение строить новый каменный храм большего размера, но военные действия 1915 года не дали этому замыслу осуществиться. В свою очередь, после войны православная община Риги обеднела и подверглась длительной политической дискриминации, в связи с тем проект так и не был осуществлён, так и сегодня в Саркандаугаве находится деревянная церковь, спроектированная Эдельсоном.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ