Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Эйри, Дон

Эйри, Дон

Музыка

День рождения 21 июня 1948

британский пианист, органист, композитор, аранжировщик


Дон Эйри (англ. Don Airey, полное имя — Дональд Смит Эйри (англ. Donald Smith Airey); род. 21 июня 1948, Сандерленд, Англия) — британский пианист, органист, композитор, аранжировщик. Получил известность, сотрудничая со многими известными группами в качестве сессионного музыканта. Наиболее известен как многолетний клавишник «Deep Purple». Старший брат гитариста Кита Эйри (англ. Keith Airey, «The Zombies»).

Биография

Первые уроки игры на фортепиано получил в семилетнем возрасте у своего отца Нормана Эйри (?—1985). Окончил Ноттингемский университет. Его преподавателем игры на фортепиано в Королевском северном музыкальном колледже был пианист Рышард Бакст (1926—1999), ученик А. М. Луфера, выпускник Московской консерватории по классу К. Н. Игумнова и Г. Г. Нейгауза.

Карьеру профессионального музыканта начал в 1972 году. Некоторое время зарабатывал на жизнь игрой на круизных лайнерах и курортах в Африке, Флориде и на Дальнем Востоке.

В 1974 году обосновался в Лондоне и стал участником группы Кози Пауэлла Hammer. Группа много гастролировала, после чего Кози Пауэлл был приглашен в Rainbow Ричи Блэкмора, а Дон Эйри оказался в рядах культовой британской фьюжн-команды Colosseum II, с которой записал три альбома: «Strange New Flesh» (1976), Electric Savage (1976) и Wardance (1977). Тогда же Дон начал многолетнее сотрудничество с такими музыкантами, как Гэри Мур и Нил Мюррей.

В 1977 году Эйри принял участие в записи альбома Эндрю Ллойд Уэббера «Variations», а также альбома Гэри Мура «Back on the Streets» (Дону, в частности, принадлежит аранжировка темы, превратившейся в дальнейшем в знаменитый блюзовый хит «Parisienne Walkways»).

В 1978 году Colosseum II распался, а Дон Эйри записывал клавишные партии для альбома Black Sabbath «Never Say Die!». Вскоре Кози Пауэлл пригласил Дона в Rainbow, и в конце 1978 года Дон становится полноценным участником группы. С Rainbow он записал альбомы «Down to Earth» (1979) и «Difficult to Cure» (1981).

С 1981 по 1985 годы Дон работал с Оззи Осборном, а также сотрудничал с Гэри Муром, группой Берни Марсдена Alaska и другими. В 1986 году Дон записывает клавишные партии для самого успешного в коммерческом отношении альбома Whitesnake («Whitesnake 1987»), участвует в гастролях Jethro Tull, а также записывает клавишные партии для альбома «Crest of a Knave».

В начале 1988 года Эйри приступил к работе над сольным альбомом «K2», в записи которого приняли участие Гэри Мур и Кози Пауэлл. Альбом потерпел коммерческую неудачу и вышел в 1989 году ограниченным тиражом в Германии и Японии.

Эйри вновь сотрудничает с Whitesnake, участвуя в записи альбома «Slip of the Tongue». Осенью 1989 года Эйри снова присоединяется к Гэри Муру в работе над альбомами «After the War» и «Still Got the Blues», где он записал все партии Хаммонда и сделал оркестровки.

В 1990-е годы Дон продолжал записываться и гастролировать с Брайаном Мэем («Back to the Light», 1993), Кози Пауэллом («The Drums are Back», 1992), Judas Priest («Painkiller», 1990), Гленном Типтоном («Baptizm of Fire», 1997), Мики Муди («I Eat them for Breakfast», 2000), Ули Джон Ротом («Transcendental Sky Guitar», 2000), G3 и многими другими.

Дон Эйри работал в группе «Company of Snakes», когда басист Роджер Гловер обратился к нему летом 2001 года с просьбой подменить на гастролях заболевшего клавишника Джона Лорда. Эйри удалось удачно вписаться в звёздный коллектив, и в 2002 году, когда Джон Лорд решился оставить «Deep Purple» ради своей мечты — полноценной работы над многогранными симфоническими произведениями — Дон Эйри стал постоянным участником группы.

В 2013 году Дон Эйри принял участие в записи альбома «Big Trouble» группы Hollywood Monsters, вышедшем в 2014 году.

Дон Эйри указывает, что на него огромное влияние оказала классическая музыка и среди его любимых музыкантов — Евгений Кисин, Даниэль Баренбойм, Маурицио Поллини. Также указывает на влияние, которое оказали на него органисты Джимми Смит и Джон Лорд. Коллекционирует виниловые грамзаписи 1950—1960-х годов, на которых присутствует орган Хаммонда.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ