Джиллиан Эйрс (англ. Gillian Ayres; 3 февраля 1930, Лондон— британская художница абстрактного направления второй половины XX-го — начала XXI века. Длящаяся более 60 лет карьера Джиллиан Эйрс отмечена трансформацией живописного метода; неизменными оставались повышенная экспрессивность исполнительской манеры и отказ от изобразительности, от жизнеподобия.
Эйрс — член Королевской академии художеств c 1991 года.
В 2011 годе Джиллиан Эйрс произведена в командоры ордена Британской империи “за служение искусству”.
Биография
Джиллиан Эйрс родилась 3 февраля 1930 в пригородном районе Лондона Барнс в преуспевающей семье и была младшей из трёх сестёр. Родители Эйрс владели фабрикой, производящей головные уборы, точнее — кепки.
В возрасте шести лет родители определили девочку в продвинутую начальную школу англ. школа Ибсток, в лондонском районе англ. Роухэмптон. В этом заведении культивировались идеалистические принципы немецкого педагога Фридриха Фрёбеля (1782—1852), основателя первых детских садов. В 1941 Эйрс была направлена в младшую англ. школу для девочек Сен-Пол, в районе Хаммерсмит; здесь, к своему одиннадцатому дню рождения, она наконец научилась читать.
Эйрс училась в англ. Колледже искусств Кэмберуэлл, Лондон (1946–1950). Система обучения искусству строилась здесь на ненавистном для Джиллиан принципе фигуративности.
Впоследствии, художница сама многие годы преподавала искусство в различных учебных заведениях Англии:
- в англ. Школе искусств и дизайна города Бат, графство Сомерсет (1959—1966);
- в англ. Школе искусств Святого Мартина, Лондон (1966—1978);
- в англ. Школе искусств Уинчестера, графство Хэмпшир, (1978—1981). В Уинчестере она возглавив кафедру живописи .
В 1981 художница обосновалась в Севере Уэльса. А с середины 1980-х живёт попеременно в Лондоне и в англ. Северном Корнуолле.
Творчество
С 1964 по 1976 художница работает в технике акрила, использует также порошкообразные пигменты для достижения особой внутренней глубины цвета. В 1977 Эйрс переходит к масляной живописи, манипулируя с густой красочной массой, как с глиной: часто краска вдавливается в холст рукой, что усиливает эффект физического присутствия.
В поздних работах видна декоративность, даже упрощённость, отдающая детской наивностью. При этом — безошибочное чувство ритма и точность, как в выборе формата (с конца 1970-х Эйрс всё чаще выбирает квадратные, а также близкие к квадрату и даже круглые холсты), так и в выявлении ритмического модуля.
Пожар 2004
В мае 2004 года на лондонских складах британской компании англ. Momart, специализирующейся на хранении и перевозке произведений искусства, случился пожар. Сгорели ценные работы художников YBA из коллекции Чарльза Саатчи (авторства братьев Чепмен, Трейси Эмин, Дэмиена Херста). Здесь же хранились 8 собственных картин Джиллиан Эйрс и 12 — принадлежавших её подруге, писателю и коллекционеру англ. Ширли Конран; эти работы также погибли в огне .
Литература
- Marr, Andrew. Gillian Ayres: Paintings and Works on Paper 2005-2007. — London: Alan Cristea Gallery, 2007. — 60 p. — ISBN 0953483959.
- Gooding, Mel. Gillian Ayres Paintings and Works on Paper 1980 - 2004. — London: Alan Cristea Gallery, 2004. — 64 p. — ISBN 0953483932.
- Gooding, Mel. Gillian Ayres. — London: Lund Humphries Publishers, 2001. — 192 p. — ISBN 0853318093.
- Ayres Gillian; Pringle, Alexandra; Craddock, Sacha. Gillian Ayres: Royal Academy of Arts 6 February-2 March 1997 Paperback – March, 1997. — Art Books Intl Ltd, 1997. — 48 pages p. — ISBN 0900946547.
- Hilton, T. Gillian Ayres. — Exhibition catalogue. — London: Arts Council of Great Britain, 1983.
- Hilton, T. Gillian Ayres: Paintings / Elliott, D.. — Exhibition catalogue. — Oxford: MOMA, 1981.
- Williams, G. Notes on Gillian Ayres (англ.) // Art International : журнал. — Lugano, 1981. — Vol. xxiv, no. 7–8. — P. 98–104, 160.