Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Яковлев, Николай Николаевич (историк)

Яковлев, Николай Николаевич (историк)

Историки

советский и российский историк, публицист, автор более 20 книг


Николай Николаевич Яковлев (1927 — 7 апреля 1996) — советский и российский историк, публицист, автор более 20 книг. Сотрудничал с КГБ СССР, выполняя особые поручения Комитета.

Биография

Николай Яковлев родился в 1927 году во Владикавказе в семье военнослужащего Н. Д. Яковлева (будущего маршала артиллерии). Окончил МГИМО и одновременно, экстерном, юридический факультет МГУ. Работал в МИД, участвовал в подготовке издания переписки Иосифа Сталина с президентами США и премьер-министрами Великобритании в годы Великой Отечественной войны. Подготовил к защите кандидатскую диссертацию.

31 декабря 1951 года маршала Яковлева сняли с должности, а в конце февраля 1952 года арестовали. Маршалу вменялись в вину недостатки 57-мм автоматических зенитных пушек. Следом был арестован и сын маршала.

Доктор исторических наук Борис Клейн, ссылаясь на мемуары американского дипломата Джорджа Кеннана, рассказывает о случае проникновения в июле 1952 года в посольство США молодого человека, который «заявил, что он — сын министра госбезопасности СССР. Его отца недавно посадили, семья страдает, и он сам в безвыходном положении. Примерно то же случилось и с несколькими его друзьями. Благодаря прежним связям они знают входы и выходы в Кремль. Если им дадут деньги и оружие, заверил незнакомец, они покончат с нынешним советским руководством». В посольстве посчитали это провокацией. Борис Клейн утверждает, что этим молодым человеком был Николай Яковлев.

Яковлевы были освобождены сразу после смерти Сталина, и Николай Николаевич смог вернуться к работе[где?], и в 1955 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1968 году — докторскую. В 1960-х годах Яковлев опубликовал серию работ по истории США.

Несмотря на своё освобождение и закрытие дела, Николай Яковлев не был полностью реабилитирован и оставался «невыездным» — ему не разрешали покидать СССР. В 1970-х годах учёный обратился в КГБ СССР с просьбой разрешить ему поездки в США, что было связано с его специальностью. В результате своего визита в КГБ Яковлев был завербован для проведения «идеологических операций», чему способствовал его страх перед КГБ, связанный с тяжёлым опытом тюремного заключения и допросов в 1952 году. Согласно свидетельству самого Яковлева, беседовал с ним лично председатель КГБ Юрий Андропов, а позже необходимыми материалами для написания книг, в том числе и явно сфальсифицированными, его снабжал начальник 5-го управления КГБ генерал Филипп Бобков. Андропов убедил Яковлева участвовать в идеологических операциях, сообщив ему, что в прежние времена с разведкой сотрудничали Иван Тургенев, Виссарион Белинский и Фёдор Достоевский.

Председатель, посверкивая очками, в ослепительно-белоснежной рубашке, щёгольских подтяжках много и со смаком говорил об идеологии. Он настаивал, что нужно остановить сползание к анархии в делах духовных, ибо за ним неизбежны раздоры в делах государственных. Причём делать это должны конкретные люди, а не путём публикации анонимных редакционных статей. Им не верят. Нужны книги, и книги достойного содержания, написанные достойными людьми.

Самыми известными книгами, которые автор написал по заданию КГБ, были «1 августа 1914» и «ЦРУ против СССР». В первой книге излагается мнение о масонском заговоре внутри Временного правительства после Февральской революции, а вторая книга винит в проблемах СССР советских диссидентов и американскую разведку. Доказывая, что ЦРУ и американские дипломаты в Москве принимали непосредственное участие в редактировании и переписывании произведений А. И. Солженицына, который, по словам Яковлева, был «верным слугой ЦРУ», Яковлев совершил подлог цитаты из мемуаров американского посла в Москве Джейкоба Бима. Во второе издание книги о ЦРУ Яковлев добавил сведения о личной жизни жены академика-диссидента А. Д. Сахарова, Елены Боннэр, которые, по некоторым оценкам, «порядочные люди сочли гнусными» и являлись «клеветой самого низкопробного содержания, рассчитанной на низменные инстинкты читателей». Наиболее непристойные отрывки из этой книги, включая раздел о Елене Боннэр, были также опубликованы в журналах «Смена» и «Человек и закон» с многомиллионными читательскими аудиториями.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ